Охранные зоны линий электропередач

Внимание — ЛЭП.

Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется новыми Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Введение таких правил обусловлено вредным воздействием электромагнитного поля на здоровье человека.

Так, по информации Центра электромагнитной безопасности, в соответствии с результатами проведённых исследований, установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, нейрогорморальной и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функции.

Поэтому, чем дальше от источников электромагнитного поля находится строение, тем лучше.

В то же время существуют такие зоны, где строительство категорически запрещено.

Земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются.

Они могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в администрацию, в отдел по архитектуре.

Дальность распространения электромагнитного поля (и опасного магнитного поля) от ЛЭП напрямую зависит от её мощности.

Даже при беглом взгляде на висящие провода можно примерно установить класс напряжения ЛЭП. Определяется это по числу проводов в связке (то есть не на опоре, а в фазе):

· 4 провода – для ЛЭП 750 кВ;

· 3 провода – для ЛЭП 500 кВ;

· 2 провода – для ЛЭП 330 кВ;

· 1 провод – для ЛЭП ниже 330 кВ.

Можно ориентировочно определить класс напряжения ЛЭП и по числу изоляторов в гирлянде:

· 10-15 шт. – для ЛЭП 220 кВ;

· 6-8 шт. – для ЛЭП 110 кВ;

· 3-5 шт. – для ЛЭП 35кВ;

· 1 шт. – для ЛЭП ниже 10 кВ.

Исходя из мощности ЛЭП, для защиты населения от действия электромагнитного поля установлены санитарно-защитные зоны для линий электропередачи.

Для воздушных высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарно-защитные зоны по обе стороны от проекции на землю крайних проводов.

Эти зоны определяют минимальные расстояния до ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:

· 2 метра – для ВЛ ниже 1кВ,

· 10 метров – для ВЛ 1- 20 кВ,

· 15 метров – для ВЛ 35 кВ,

· 20 метров – для ВЛ 110 кВ,

· 25 метров – для ВЛ 150-220 кВ,

· 30 метров – для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ,

· 40 метров – для ВЛ 750 кВ,

· 55 метров – для ВЛ 1150 кВ,

· 100 метров – для ВЛ через водоёмы (реки, каналы, озёра и др.).

Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства:

1. Проектный номинальный класс напряжения, (до 1 кВ) — 2 м (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий).

2. Проектный номинальный класс напряжения, (1 — 20 кВ) — 10 м (5 м — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

3. Проектный номинальный класс напряжения, (35 кВ) — 15 м.

4. Проектный номинальный класс напряжения, (110 кВ) — 20 м.

Охранные зоны для ВЛ-6(10) кВ и ВЛЗ-6(10 кВ):

· 10 м — воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6(10)кВ при любых условиях прохождения;

· 5 м — воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6(10)кВ (только в границах населенного пункта).

Установление охранных зон:

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

1. Не допускается прохождение ЛЭП по территориям стадионов, учебных и детских учреждений.

2. Допускается для ЛЭП (ВЛ) до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 метров.

3. Прохождение ЛЭП (ВЛ) над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.

4. Допускается прохождение ЛЭП (ВЛ) над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I-II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических подстанций.

В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается:

1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.

2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.

3. Размещать автозаправочные станции.

4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.

5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.

6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.

7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В, если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

· физические лица наказываются штрафом в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда;

ВС объяснил, когда дом может стоять в охранной зоне ЛЭП

ВС объяснил, когда дом может стоять в охранной зоне ЛЭП

У Ильи Куренкова* был дом в Красноармейском районе Краснодарского края, построенный еще в 1959 году. В 2009–2010 годах мужчина получил разрешение на реконструкцию и за 8 лет увеличил площадь жилья на 100 кв. м. Перед вводом в эксплуатацию администрация района рекомендовала обратиться в ПАО «Кубаньэнерго». А оно отказалось согласовывать реконструкцию, потому что дом находится в охранной зоне линии электропередач.

Охранная зона была давно, но не в ЕГРН

После этого администрация выдала уведомление о несоответствии перестроенного жилья градостроительному законодательству. Выяснилось, что ЛЭП рядом с домом ввели в эксплуатацию еще в 1976-м. Правда, решение о внесении границ охранной зоны в Государственный кадастр недвижимости приняли только в 2012 году. То есть уже после того, как разрешили Куренкову перестраивать дом.

  • в 1959 году построен дом Куренкова;
  • в 1976-м введена в эксплуатацию ЛЭП рядом с этим домом;
  • в 2009–2010 годах Куренков получил разрешение на реконструкцию и начал расширять дом;
  • в 2012-м сведения о границах охранной зоны ЛЭП внесли в госкадастр недвижимости.

В администрации собственнику разъяснили, что можно попытаться узаконить реконструкцию через суд.

Куренков подал иск о признании права собственности на переделанный дом. Ведь информация об охранной зоне появилась в ЕГРН уже после начала реконструкции. По его версии, обновленный дом в любом случае не мог попасть в охранную зону, поскольку новые надстройки появились со стороны, противоположной ЛЭП. Красноармейский районный суд согласился с этим и удовлетворил иск (дело № 2-675/2019).

Но Краснодарский краевой суд такую позицию не поддержал. В охранных зонах электросетей нельзя строить и реконструировать любые здания без письменного согласия организации, которая заведует этими сетями, напомнила апелляция. А еще ЛЭП угрожает тем, кто живет в таком доме, пояснил крайсуд и отказался признавать право собственности Куренкова на его новое жилье [апелляционное определение от 1 августа 2019 года на сайте суда не опубликовано – прим. ред.]. Четвертый кассационный суд «засилил» это решение. Тогда Куренков обратился в Верховный суд.

Для сноса нужны причины посерьезнее

В ВС дело попало к «тройке» под председательством Андрея Рыженкова (№18-КГ21-5-К4). Судьи обратили внимание на хронологию дела. Они отметили, что Куренкова не уведомляли об ограничениях при использовании земли рядом с ЛЭП . Апелляция и кассация формально сослались на то, что дом расположен в охранной зоне и не пояснили, в чем заключается угроза жизни и здоровью людей, пояснил ВС. А еще они не установили причинно-следственную связь такой угрозы с реконструкцией дома.

В деле нет доказательств того, что расположение дома может помешать работе ЛЭП, угрожать жизни и здоровью граждан или повлечь другие негативные последствия, подчеркнул Верховный суд.

На это придется обратить внимание крайсуду при новом рассмотрении дела (№ 33-18965/2021).

Старая и распространенная проблема

В такие ситуации часто попадают не только собственники жилья, но и владельцы крупных складов, промышленных и торговых объектов, говорит Виталий Можаровский, руководитель практики недвижимости и строительства Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × . Виной тому не только ЛЭП, но и многочисленные газо- и нефтепроводы и другие опасные объекты, у которых есть охранные зоны.

Читайте также  ГЕНЕРАТОР ИЗ ДВИГАТЕЛЯ СВОИМИ РУКАМИ

До недавнего времени в открытом доступе не было информации об охранных зонах опасных объектов. Она была только у их операторов. Муниципалитеты, которые, как правило, выдавали разрешения на строительство, о таких зонах также не знали. В результате многие объекты возводились в охранных зонах, но добросовестно.

Виталий Можаровский, руководитель практики недвижимости и строительства Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании ×

Сейчас в ЕГРН входит отдельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, добавляет Андрей Шубин, старший юрист Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × . В отношении ЛЭП прямо предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения на кадастровый учет сведений о ее границах (п. 6 правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160). Но так было не всегда.

Охранные зоны старых сетей, построенных еще в советский период, не подлежали кадастровому учету. Ограничения в этих зонах считаются действующими и сейчас, даже без кадастрового учета. Суды считают, что ограничения обусловлены существованием охраняемого объекта, а не регистрацией границ охранной зоны.

Андрей Шубин, старший юрист Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании ×

То есть фактически собственника недвижимости обязывают выявить линейный объект и его охранную зону самостоятельно. Информацию об этом можно получить из генерального плана населенного пункта, а еще из схем правил землепользования и застройки, рассказывает Шубин. Но сведения в них могут различаться, поэтому довольно сложно точно определить границы охранных зон, признает юрист.

В последние пару лет ситуация начала меняться в лучшую сторону, добавляет Можаровский. Теперь по Градостроительному кодексу в публичных кадастровых картах должны отражаться все зоны с особыми условиями использования: охранные зоны ЛЭП и трубопроводов, санитарно-защитные, водоохранные, приаэродромные, зоны отступа и многие другие. Если эту задачу успешно доведут до логического завершения, конфликтных ситуаций станет меньше, уверен юрист. Муниципальные власти и застройщики смогут заранее оценить ограничения участков и свои риски.

Охранные зоны линий электропередач

О возможности подачи в Департамент заявлений на предоставление государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» через Госуслуги

Об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства

В ходе проведения проверок строящихся (реконструируемых) объектов электросетевого хозяйства специалистами Департамента ГЖиСН СО зачастую выявляется осуществление хозяйственной деятельности (складирование строительных конструкций, стройматериалов, лесоматериалов и т.д.) в их охранных зонах.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила).

Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).

В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи, вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) — п. «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам).

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс напряжения, кВ Расстояние, м
до 1 2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий)
1 — 20 10 (5 — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)
35 15
110 20
150, 220 25
300, 500, +/- 400 30

в) вдоль подводных кабельных линий электропередачи — в виде водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 100 метров; б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами — на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы);

г) вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) — в виде воздушного пространства над водной поверхностью водоемов (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для судоходных водоемов на расстоянии 100 метров, для несудоходных водоемов — на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи;

д) вокруг подстанций — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции.

Требования, предусмотренные подпунктом «а», применяются при определении размера просек.

В процессе строительства (реконструкции) осуществление хозяйственной деятельности (складирование строительных конструкций, стройматериалов, лесоматериалов и т.д.), в том числе субподрядными организациями, должно осуществляться в соответствии с требованиями проекта организации строительства.

При проведении проверки законченного строительством (реконструкцией) объекта охранные зоны объектов электросетевого хозяйства должны быть приведены в нормативные состояния, строительные материалы и изделия вывезены за их пределы, в том числе расчищены от мелколесья и рекультивированы.

Особенности установления границ охранных зон в отношении линейных объектов. Проблемы утверждения местоположения границ охранных зон.

Каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов?

В последнее время, в наш адрес поступает очень много обращений с просьбой разъяснить, каким образом, осуществляется процедура установления границ охранных зон в отношении линейных объектов.

Действительно, данная тема очень актуальна. И связно это, прежде всего, со следующими причинами:

  1. Законодатель очень часто меняет подходы к процедуре внесения в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) сведений о местоположении границ охранной зоны. Например, градостроительный кодекс РФ в редакции от 01.01.2018 года определял установление границ охранной зоны на стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации (ст.55). Градостроительный кодекс РФ в редакции на 03.08.2018 года, обязывает устанавливать границы охранной зоны уже на стадии получения разрешения на строительство (ст.51). То есть норма от 01.01.2018 года просуществовала лишь полгода.
  2. Линейные объекты, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст.51) и Законами субъектов РФ разделяются на объекты в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство и объекты при строительстве, которых получение такого разрешения не требуется. И если законодатель Градостроительным кодексом РФ в редакциях от 01.01.2018 года и 03.08.2018 года регламентировал подходы к установлению охранных зон в отношении объектов на которые требуется получение разрешения на строительство. То порядок установления охранных зон в отношении линейных объектов в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство законодательством четко не регламентирован.
  3. На сегодняшний момент, ни одним Законом РФ, не установлены четкие инструкции по внесения в ЕГРН сведений о местоположении охранных зон. Поскольку порядок вытекает не только из Градостроительного кодекса РФ, но и из отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих особенности установления охранных зон в зависимости от вида линейного объекта (линия связи, линия электропередачи, объекты газового хозяйства). Поэтому Застройщик или правообладатель линейного объекта зачастую не понимает, что ему делать.
Читайте также  10 главных причин поражения электричеством в быту

В связи с этим, мы объединили сложившуюся практику, и разработали пошаговую инструкцию, позволяющую надлежащим образом провести работы по установлению границ местоположения охранной зоны линейного объекта.

Как уже выше было сказано, статьей 51 Градостроительного кодекса предусмотрены случаи, при которых требуется получение разрешения на строительство и в каких оно не требуется. Помимо этого, на уровне субъектов РФ в соответствующих градостроительных регламентах и Законах о градостроительной деятельности, так же предусмотрены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

С точки зрения проведения мероприятий по установлению охранных зон в отношении линейных объектов, вопрос «подпадает ли Ваш объект под случаи, требующие или не требующие разрешение на строительство» является важным. Поскольку именно от этого критерия зависит последовательность проводимых мероприятий.

В связи с этим, первоначально необходимо установить вид линейного объекта, а также определить требуется ли в отношении этого объекта получать разрешение на строительство или нет.

В этой статье мы не будем описывать каким образом можно определить, требуется ли в отношении Вашего объекта получать разрешение на строительство или нет. Очень подробно мы говорили об этом в нашей статье «Специфика планирования при организации работ по юридическому сопровождению строительства, регистрации права и установления охранных зон в отношении линейных объектов».

Далее пошаговая инструкция по установлению охранных зон в отношении линейных объектов будет выглядеть следующим образом:

1. Для линейных объектов, в отношении, которых требуется получение разрешения на строительство:

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов, требующих получения разрешения на строительство, заключается в том, что решение об установлении охранной зоны и описание местоположения границы охранной зоны линейного объекта входит в состав пакета документов к заявлению на получение разрешения на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ). А это значит, что охранная зона линейного объекта устанавливается, фактически, еще до начала проведения строительно-монтажных работ.

Помимо этого, обязательным приложением к заявлению на получение разрешения на строительство в отношении линейного объекта является утвержденный проект планировки и проект межевания территории. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 12.05.2017 года «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», в состав проекта планировки входит схема территории границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ или в нашем случае охранная зон).

С учетом изложенного:

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

— Анализ утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ПММТ) линейного объекта. Получение от Заказчика работ в качестве исходных данных: утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

— Решение об установление охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства издается органами Ростехнадзора на основании Постановления от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

— Решение об установлении охранной зоны объектов газового хозяйства издается Правительством субъектов РФ на основании Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росреестра.

Шаг №8

Направление Заказчику Решения об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения границы охранной зоны, для включения этих документов, в качестве приложения к заявлению для получения разрешения на строительство (ст.52 Градостроительного кодекса РФ).

2. Для линейных объектов, в отношении, которых не требуется получение разрешения на строительство.

Специфика установления охранных зон в отношении линейных объектов при строительстве, которых не требуется получения разрешения на строительство заключается в том, что законодательством не определено в какой момент вносятся в ЕГРН сведения о местоположении охранной зоны.

Так же в большинстве случаев, в отношении таких объектов ППТ и ПМТ не утверждается.

Поэтому на практике, процедура установления охранных зон осуществляется уже не перед, а после проведения строительно-монтажных работ.

Шаг №1

Сбор и анализ исходных данных.

-Поскольку установление охранных зон осуществляется после проведения строительно-монтажных работ в качестве исходных данных используются результаты исполнительной съемки фактического местоположения построенного линейного объекта. При разработке схемы местоположения охранной зоны важно учитывать нормы отвода под устанавливаемую охранную зону. Для различного вида и типов линейных объектов ширина охранной зоны разная.

В случае, если в отношении линейного объекта утверждался ППТ и ПТМ, необходимо использовать утвержденную в составе ППТ и ПМТ схему территории границ зон, с особыми условиями использования территории и ведомость координат.

— Запрос в органах Росреестра картографической основы, в границах территории размещения линейного объекта, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 №163.

Шаг №2

Изучение регламента и порядка утверждения охранной зоны в зависимости от типа линейного объекта. Установление государственного органа или органа местного самоуправления, наделенного, в соответствии с действующим законодательством, полномочиями по утверждению местоположения границы охранной зоны.

Шаг №3

Подготовка текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта. Данный документ готовится силами кадастрового инженера, имеющего соответствующих квалификационный аттестат и программное оборудование.

Шаг №4

Подготовка пакета документов и его направление в орган государственной власти либо орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению и выдаче решений об утверждении текстового и графического описания местоположения охранной зоны.

Шаг №5

Получение от органа государственной власти либо местного самоуправления, наделенного полномочиями по установлению охранной зоны Решения (акта) об утверждении границы охранной зоны линейного объекта.

Шаг №6

Контроль за направлением, в порядке межведомственного взаимодействия, Решения (акта) об установлении охранной зоны с приложением текстового и графического описания охранной зоны в органы Росреестра.

Порядок межведомственного взаимодействия предусмотрен частью 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (Закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно которой, сведения об установлении ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Шаг №7

Получение выписки из ЕГРН, содержащей информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны. Выписка заказывается в органах Росрестра

Результаты работ, получаемые в результате проведения процедуры по установлению охранных зон в отношении линейных объектов.

  1. Текстовое и графическое описание местоположения охранной зоны линейного объекта (в электронном и бумажном виде)
  2. Решение органа государственной власти или местного самоуправления об утверждении границ охранной зоны с приложением текстового и графического описания местоположения охранной зоны линейного объекта.
  3. Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) содержащая информацию о внесенных в ЕГРН, сведениях о местоположении границы охранной зоны.

Таким образом, видно, что процедура установления границ охранных зон в отношении объектов, требующих и не требующих получения разрешения на строительство по объему работ, практически не отличается. Существенное различие только в исходных материалах для определения границы охранной зоны и последовательности внесения в ЕГРН информации о зонах с особым условием использования территории.

Говоря о процедуре установления охранных зон в отношении линейных объектов считаем важным поговорить и о проблемах.

Особо хотели обратить внимание на две проблемы, которые на сегодняшний момент так и не урегулированы:

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

На основании действующих Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г, № 160, предупреждаем вас о том, что:

1. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

2. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненвом их положении на расстоянии для линий напряжением:

  • 220 кВ 25 метров
  • 500 кВ 30 метров
  • 750 кВ 40 метров

3. Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти линии.

4. В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

  • производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
  • осуществлять всякого рода горные, погруэочно-разгрузочные, дноуглубительные, землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур;
  • совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Читайте также  Как выбрать счетчик электроэнергии

Предприятия, организации и учреждения, получившие письменное согласие на ведение указанных работ в охранных зонах электрических сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей. Отказ предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, в выдаче письменного согласия на проведение в охранных зонах электрических сетей работ, предусмотренных в настоящем пункте, может быть обжалован в установленном порядке.

5. Запрещается производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям, и в частности:

  • размещать автозаправочные станции и иные хранилища горюче-смазочных материалов в охранных зонах электрических сетей;
  • посторонним лицам находиться на территории и в помещениях электросетевых сооружений, открывать двери и люки злектросетевых сооружений, производить переключения и подключения в электрических сетях;
  • загромождать подъезды и подходы к объектам электрических сетей;
  • набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры;
  • устраивать всякого рода свалки (в охранных зонах электрических сетей и вблизи них);
  • складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материалы, разводить огонь (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
  • устраивать спортивные площадки, площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
  • запускать воздушные змеи, спортивные модели летательных аппаратов, в том числе неуправляемые (в охранных зонах воздушных линий электропередачи и вблизи них);
  • совершать остановки всех видов транспорта, кроме железнодорожного (в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением 330 киловольт и выше);
  • производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи и вблизи них);

6. Предприятия, организации, учреждения и граждане в охранных зонах электрических сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, направленные на обеспечение сохранности электрических сетей и предотвращение несчастных случаев. Предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети, имеют право приостановить работы, выполняемые другими предприятиями, организациями, учреждениями или гражданами в охранных зонах этих сетей с нарушением требований настоящих Правил.

7. Организации, должностные лица и граждане, виновные в нарушении требований настоящих Правил, привлекаются к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в установленном порядке.

8. По всем вопросам, связанным с охраной электрических сетей обращаться: г. Москва, ул. Бибиревская, 10 к 1. Телефон: 8 495

<Письмо> Росреестра от 22.03.2019 N 19-02866-ВС/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление), рассмотрев обращение о предоставлении позиции Росреестра по вопросам, связанным с охранными зонами объектов электросетевого хозяйства, сообщает.

1. По вопросу подтверждения законного владения сетевой организацией объектом электросетевого хозяйства, в отношении которого устанавливается охранная зона.

По мнению Росреестра, балансовые справки или инвентарные карточки учета объекта основных средств являются формами бухгалтерской (учетной) документации, а не правоустанавливающими документами.

Позиция Минэнерго России по указанному вопросу в Росреестр и Минэкономразвития России не поступала.

Вместе с тем проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», подготовленным Минэнерго России в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации и поступавшего на рассмотрение в Росреестр, предусматривалось в составе документов, направляемых в уполномоченный орган с заявлением об установлении, изменении, прекращении существования охранной зоны в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, предоставление в том числе справок о балансовой принадлежности объекта электроэнергетики.

Однако до утверждения Правительством Российской Федерации в установленном порядке Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) балансовые справки или инвентарные карточки учета объекта основных средств, полагаем, не могут рассматриваться филиалами ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации в качестве документов, подтверждающих права сетевых организаций на объекты электросетевого хозяйства, при внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.

2. По вопросу исключения из ЕГРН сведений об охранной зоне объекта электросетевого хозяйства.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены в том числе:

порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон;

срок, на который устанавливаются указанные зоны, за исключением случаев установления зон бессрочно.

Пунктом 17 статьи 106 ЗК РФ установлено, что в решении о прекращении существования ЗОУИТ указываются сведения о прекращении существования данной зоны и прекращении действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

При этом согласно пункту 22 статьи 106 ЗК РФ в случае, если ЗОУИТ установлена на определенный срок, а также в случае, если положением о ЗОУИТ соответствующего вида предусмотрено прекращение существования такой зоны одновременно с прекращением существования объекта, в связи с размещением которого она установлена, по истечении указанного срока, со дня прекращения существования указанного объекта данная зона прекращает существование, при этом принятие решения о прекращении существования ЗОУИТ не требуется.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» предусматривает возможность направления электросетевыми организациями в орган регистрации для внесения в ЕГРН документов об охранных зонах таких объектов, введенных в эксплуатацию до 17.03.2009, однако данное постановление, а также Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее — Постановление N 160), не определяют порядок прекращения существования охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также направления в орган регистрации прав таких сведений.

Разъяснения Росреестра от 11.12.2018 N 19-12396-ВС/18 касались только порядка внесения в ЕГРН сведений о границах ЗОУИТ.

Таким образом, до утверждения Правительством Российской Федерации Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) исключение из ЕГРН сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (независимо от того, каким образом кем были направлены такие сведения — Ростехнадзором или электросетевой организацией) возможно на основании соответствующего решения суда, а также, по мнению Росреестра, на основании решения Ростехнадзора о прекращении существования ЗОУИТ и действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

3. По вопросу необходимости согласования охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с Ростехнадзором в случае реконструкции зонообразующего объекта.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 статьи 51 ГрК федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагается в том числе копия решения об установлении или изменении ЗОУИТ в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению ЗОУИТ, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению ЗОУИТ или ранее установленная ЗОУИТ подлежит изменению.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), в том числе копия решения об установлении или изменении ЗОУИТ, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 статьи 51 ГрК, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (с часть 7.1 статья 51 ГрК).

Порядок установления границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства в настоящее время регламентируется Постановлением N 160.

Постановлением N 160 предусмотрено направление документов о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства на согласование в Ростехнадзор; исключения для установления границ охранных зон реконструируемых объектов электросетевого хозяйства не предусмотрены.

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, при установлении или изменении охранной зоны реконструируемого объекта электросетевого хозяйства необходимо согласование таких границ с Ростехнадзором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: