Какой провод используется в автомобильной проводке?

Выбор кабеля и провода для монтажа проводки в автомобиле.

Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50. 60°С, а на юге +80. 90°С.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30. 40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече ­ ние, мм 2

Изоляция

Температура экспл .

НВ, НВМ

ПВА

ПГВА

ПВАМ

ПВЭп -М

ПВКВ

ПВ3

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие — провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable — силовой кабель

Belsis , Proleader и т.д. — торговая марка поставщика или производителя

OFC ( Oxygen — Free Copper ) — проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 — No20 — Nr20 — #20 — калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG — American Wire Gauge — Американский сортамент для проволоки

SWG — Standard Wire Gauge — Стандартный сортамент BWG — Birmingham Wire Gauge — Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм 2

Сопротивление, Ом/ м

Аналог, мм 2

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1/0

00

000

0000

Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:

• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

• длину проводов от нагрузки до аккумулятора; 

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

Пример 1 : рассчитать калибр (сечение) кабеля , если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Расчет :

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD 2 /4, где π = 3,14, D — диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20. 30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).

Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.

Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.

При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.

Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.

Например , если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.

Электрический ток — упорядоченное движение электрического тока в проводнике.

Плотность тока — распределение электрического тока по сечению проводника.

Провод электрический — неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.

Кабель электрический — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.

Силовой кабель — электрический кабель для передачи электроэнергии.

Какой провод используется в автомобильной проводке?

При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина. Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.

Рассмотрим характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.

Кабель для автомобильной проводки ПВА

ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности. Допустимая температура эксплуатации до +105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t + 135C). Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу. Минимальный срок службы до 10 лет. Провод ПВАМ (М-малогабаритный) отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам.

Кабель для автомобильной проводки ПГВАЭ

Кабель ПГВАЭ

ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до + 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ.

Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации.

Кабель для автомобильной проводки НВ

НВ, НВМ — относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до + 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил.

Некоторые автомастера используют в качестве проводов для автомобильной проводки установочные провода марок ПВ3, ПВ4, ПуГВ, однако максимальная рабочая температура этих проводов не более +70С, и их можно использовать только для стационарного монтажа, а также эти провода необходимо дополнительно защищать. Также в изоляции данных проводов нет специальных пластификаторов, которые защищают от воздействия бензина и масел. Нередко марки ПВ3, ПугВ используют для питания акустики в автомобиле.

Читайте также  Как провести электропроводку в доме из газобетона?

Немецкий гибкий провод марки SiHF имеет силиконовую изоляцию и также может быть использован для автомобильной проводки. Силиконовый провод выдерживает температуру до +180С, негорючий. Однако такой провод достаточно дорогой по сравнению с выше рассмотренными марками.

Сечение проводов автомобильной проводки

Чтобы правильно рассчитать сечение провода для автомобильной проводки нужны следующие данные:

  • максимальный потребляемый ток подключаемого электрооборудования в автомобиле;
  • расстояние от оборудования до источника питания (аккумулятора), то есть длину провода;
  • номинальное напряжение источника питания.

Чтобы быстро подобрать сечение провода достаточно знать максимальную силу тока и воспользоваться готовой таблицей. Существуют нормы максимального тока для каждого стандартного сечения, но этот метод применим только для коротких электрических цепей.

Сечение провода, мм2 Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25 21,5 15
1,5 33,5 32 27 19
2,5 45,5 43,5 37,5 26
4 61,5 58,5 50 35,5
6 80,5 77 66 47

Существует также негласное правила автоэлектриков, что на каждые 1мм2 сечения подключаемая нагрузка 10А.

Ниже представлена таблица с учётом максимальной длины провода от источника питания в 12В до электрооборудования при падении напряжения менее 2%

Ток, А Сечение кабеля, мм2
1 1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 75 100
1 7 10,91 17,65 28,57 42,86 70,6 109,1 176,5 244,9
2 3,53 5,45 8,82 14,29 21,4 35,3 54,5 88,2 122,4 171,4
4 1,76 2,73 4,41 7,7,14 10,7 17,6 27,3 44,1 61,2 85,7 130,4
6 1,18 1,82 2,94 4,76 7,1 11,7 18,2 29,4 40,8 57,1 87 117,6
8 0,88 1,36 2,2 3,57 5,4 8,8 13,6 22 30,6 42,9 65,25 88,2
10 0,71 1 1,76 2,86 4,3 7,1 10,9 17,7 24,5 34,3 52,2 70,6
15 0,73 1,18 1,9 2,9 4,7 7,3 11,8 16,3 22,9 34,8 47,1
20 0,88 1,43 2,1 3,5 5,5 8,8 12,2 17,1 26,1 35,3
25 1,14 1,7 2,8 4,4 7,1 9,8 13,7 20,9 28,2
30 1,4 2,4 3,6 5,9 8,2 11,4 17,4 23,5
40 1,8 2,7 4,4 6,1 8,5 13 17,6
50 2,2 3,5 4,9 6,9 10,4 14,1
100 1,7 2,4 3,4 5,2 7,1
150 2,3 3,5 4,7
200 2,6 3,5

Пример: Необходимо подключить магнитолу, длина провода 2 метра провода, ток 15 ампер.Согласно таблице ищем наиболее близкие данные для этой задачи.По таблице получается, что нам подойдет сечение 6 мм2,

Для более точного расчета сечения провода для автомобильной проводки рекомендуем обратиться к специалистам.

Компания Кабельные системы осуществляет оптово-розничную продажу проводов для автомобильной проводки.Поможем с выбором нужной марки для вашего случая!

Автомобильные провода: эволюция от меди к алюминию

Традиционно медь служила основным материалом для токопроводящих жил кабельных изделий – от проводки в жилых домах до автомобильных жгутов проводов. Несмотря на преимущества меди (электрические характеристики, продолжительность срока службы), наблюдается тенденция замены меди алюминием в проводах для автомобильной отрасли, особенно в производстве гибридных автомобилей.

Первым и главным преимуществом алюминия по сравнению с медью является то, что он намного легче.

Второй фактор в пользу алюминия – его доступность с точки зрения стоимости. Если когда-т медь была самым доступным металлом на земле, то сейчас ситуация изменилась. Увеличение спроса на медь на развивающихся рынках (главным образом, Китай и Индия), а также сокращение добычи медной руды в общемировых масштабах привели к тому, что цены на медь взлетели ещё выше. Алюминий, который в прошлом реально считался драгоценным металлом, становится всё более доступным благодаря разработке передовых методов добычи и очистки.

Фактически, трудно понять, почему, несмотря на такие факторы, как стоимость и вес, медь продолжает использоваться для производства автомобильных проводов и кабельных сборок. Использование алюминия вместо меди может привести к снижению общей массы, увеличению срока службы, снижению расходов и сокращению выбросов даже от гибридных автомобилей.

Тем не менее ситуация не так проста, как кажется. Производители жгутов проводов не могут просто переоснастить свои технологические линии на использование алюминия вместо меди. Существует ряд проблем, которые необходимо преодолеть.

Самым главным фактором здесь является нагрев. Используемый в кабельных сборках алюминий имеет склонность к «ползучести» при нагреве, происходящем в различных зонах современных автомобилей, включая гибридные транспортные средства. Вследствие этого соединения не могут оставаться стабильными с течением времени. В результате того, что алюминиевые жилы автомобильных кабелей будут подвергаться ползучести и сжатию, соединения жил в конце концов ослабнут. Следовательно, в первую очередь необходимо разработать метод соединения, который останется стабильным, несмотря на ползучесть алюминия.

В качестве одного из решений этой проблемы предлагается использование алюминиевых элементов для изготовления кабеля и медных элементов для соединения. Однако медь и алюминий не очень хорошо сочетаются из-за очень высокого электрохимического потенциала между этими двумя металлами. Если соединения кабелей с алюминиевыми жилами будут выполнены из меди, образующаяся в результате коррозия приведёт к тому, что вся система станет неэффективной. Кроме того, сращивание меди и алюминия не такой простой процесс.

По мере развития технологии ситуация может измениться, но состояние производства в настоящее время делает этот процесс достаточно трудно выполнимым. И всё же на стадии разработки находится метод соединения предложенный BMW Group совместно с представителями разработчиков высоковольтных технологий и передачи электроэнергии. Предлагаемый принцип выполнения электрического соединения алюминиевых элементов получил кодовое название LEIKO.

По существу, LEIKO представляет собой клетку из листового металла, которая повышает стабильность соединения и также помогает поддерживать нажимную пружину контакта. Этот метод позволяет превратить нежелательный фактор ползучести в преимущество. Например, поскольку элементы контакта не удерживают соединение вместе, в этом сценарии, фактор ползучести фактически стабилизирует контакт. Предполагается, что этот метод выполнения соединения обеспечит длительность его срока службы не менее 10 лет, причём на протяжении всего этого периода будет сохраняться постоянный контакт.

Благодаря уникальным элементам клинообразной формы соединение фактически становится более прочным с течением времени. При нагревании коэффициент ползучести способствует тому, что клинообразные элементы всё больше сближаются и образуют более прочный контакт. Дальнейшие инновационные решения, в том числе применение драгоценных металлов в качестве покрытия для соединителей, обеспечили значительные дополнительные преимущества.

Конечно, существует ещё одна проблема при замене меди алюминием. Удельная проводимость алюминия ниже, чем у меди, которая является вторым после серебра лучшим металлическим проводником. Для того чтобы преодолеть проблему низкой электропроводности алюминия необходимо делать автомобильные кабели с алюминиевыми жилами большего диаметра (примерно на 60% больше, чем в случае медных проводов).

Проблемы увеличения массы здесь не существует, так как даже при увеличении диаметра на 60% кабель с алюминиевыми жилами будет иметь меньший вес, чем кабель с медными жилами исходного диаметра. Проблема здесь состоит в том, что из-за большего диаметра автомобилестроителям придётся делать более широкие отверстия для монтажа проводки.

Ещё одна проблема заключается в ограниченных знаниях о старении алюминия в критических условиях эксплуатации в автомобиле. И, наконец, следует также учитывать соображения безопасности при использовании автомобильных кабелей с алюминиевыми жилами. Алюминий приобрёл плохую репутацию из-за пожаров, возникающих о алюминиевой проводки в домах, и был впоследствии запрещён в США в 1960-е годы. Эта проблема не была забыта, и производители электромобилей должны будут решить проблему безопасности.

Несмотря на то, что этот металл используется крупными автомобильными компаниями (а именно: General Motors) уже на протяжении десятилетий, всё ёщё недостаточно изучены вопросы безопасности (вероятности пожара) при широком применении алюминия в салоне автомобиля. Необходимо согласование международных стандартов безопасности, прежде чем применение алюминия станет широко распространённым. Некоторые производители делают попытки создания одножильных алюминиевых кабелей, способных выдерживать высокие температуры (до 125 С).

Первоначальные конкретные результаты исследований подтвердили следующие преимущества использования алюминия (вопрос старения ещё изучается):

  • Стандартные значения радиуса изгиба одинаковы для меди и алюминия
  • Снижение массы жгутов автомобильных проводов с алюминиевыми жилами
  • Снижение стоимости электрических транспортных средств
  • Сокращение вредных выбросов от электромобилей

По прогнозам экспертов, принимавших участие в International Conference Advanced Automotive Cabling 2013 (г. Штутгарт, Германия), к 2020 году во всех электромобилях будут использоваться только кабели с алюминиевыми жилами, по крайней мере, для высоковольтных приложений. При этом те же самые эксперты предполагают, что алюминий также будет использоваться в проводах низкого напряжения к этому времени, просто из-за роста цен на медь. Если эти прогнозы окажутся верными, производителям кабельных изделий предстоит серьёзная работа, в частности, в области автоматизации производства.

Самой важной проблемой остаётся разработка метода соединения кабелей с алюминиевыми жилами. Кроме описанного выше метода, имеются и другие предложения, но для успешного широкого использования алюминия в автомобилестроении необходим
окончательно утверждённый метод.

Кабель и провода для монтажа проводки в автомобиле: выбирай и проверяй

Рано или поздно в любом транспортном средстве начинает изнашиваться проводка, отвечающая за работу электрооборудования и соединяющая основные узлы автомобиля. Поэтому некоторым автомобилистам приходится производить ее замену в случае износа. В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать провод автомобильный монтажный и что для этого следует учесть.

Критерии выбора

Чтобы соединение проводов в зажимах автомобиля было надежным, к выбору электропроводки следует подойти ответственно. Когда покупается электропроводка автомобиля, в первую очередь следует учитывать требования пожарной безопасности. Как известно, автомобильные кабеля укладываются в кузове машины по порогам и углам, а также через соответствующие отверстия. В процессе эксплуатации транспортного средства кабеля, а также соединения проводов в зажимах подвергаются различным внешним воздействиям, в частности, низким температурам, влаге, различных кислот, масел и т.д. Кроме того, износ обуславливается также вибрациями, ударами.

Изолента на проводке автомобиля

Даже в летнюю жару температура в салоне транспортного средства может достигать критических для проводки показателей. Соответственно, это сказывается на функциональности кабелей. Не менее негативно на них влияют и низкие температуры зимой. При укладке автомобильной проводки не рекомендуется использовать жесткие кабеля с плохой изоляцией, которая может быстро растрескаться. Впоследствии это может привести к замыканию и, как следствие, возгоранию.

Разумеется, для ликвидации растрескивания всегда можно использовать изоленту. Для изоляции лучше использовать тряпичную изоленту, она боле устойчива к механическим повреждениям . Но ведь не обмотаете же вы изолентой весь кабель, чтобы защитить авто? Для укладки должны использоваться только кабеля, соответствующие по току, а также эксплуатационным характеристикам в месте монтажа.

Кабеля в любом случае должны быть наиболее гибкими и иметь хорошую изоляцию, которая не будет твердеть на морозе и размягчаться при жаре. Что касается самой жилы, которая является проводником, то желательно, чтобы она была многопроволочной, а также медной. Благодаря этим характеристикам жила сможет пропускать номинальный ток без потерь. Если в бортовой сети будет перегруз, который приведет к перегоранию предохранителя электрооборудования, цепь не должна перегреваться, а изоляция не должна плавиться. Даже если замыкание приведет к возгоранию, проводка должна способствовать предотвращению распространения огня.

Пусковые провода, а также кабеля для прокладки и соединения проводов в зажимах, без проблем можно приобрести в любом автомобильном магазине. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает автовладельцам огромное количество разновидностей проводов с различным сечением. Это могут быть как продукты российского производства, так и привезенные из-за рубежа. Как показывает практика, более дорогие кабеля иностранного производства сами по себе являются более качественными. Видео об укладке проводки по салону автомобиля Renault Fluence представлено ниже (автор ролика — Decibel).

Зарубежные продукты характеризуются полупрозрачной изоляцией, которая может быть красного либо коричневого оттенка. Что касается токопроводящей жилы, то более предпочтительнее ее многопроволочное плетение. Более дешевые варианты оснащаются обычной медью, в то время как более дорогие — бескислородной. Последняя характеризуется сниженным сопротивлением и, соответственно, более низкими потерями сигнала.

При выборе пусковых проводов или других кабелей необходимо учитывать и маркировку:

  • Power Cable — силовой провод;
  • Belsis либо Proleader — наименование изготовителя либо поставщика;
  • OFC — в основе товара лежит бескислородная медь;
  • #20 — сам размер жилы, в данном случае 20 калибр.

Советы экспертов

Если вам нужен автомобильный провод ПГВА или любой другой, рекомендуем прислушаться к мнению специалистов. Покупая пусковые провода с разными сечениями для установки в разные разъемы, как сказано выше, в первую очередь следует учитывать противопожарные характеристики. Изоляция в любом случае должна быть устойчивой к перегрузкам сети. При приобретении кабелей либо зажимов для соединения проводов специалисты рекомендуют учитывать несколько параметров — электрические, а также физико-механические.

Дозволенные и запрещенные действия при укладке электропроводки

Начнем с электрических — эти характеристики обеспечивают удержание сигнала от потери, а также безопасность проводки в целом. В данном случае при покупке следует ориентироваться на диаметр жилы, а также материал, из которого она изготовлена. Эти два параметра определяют показатель сопротивления на метр длины провода. Чем ниже этот показатель будет, тем лучше, поскольку меньше импульса будет потеряно на участке от АКБ к узлу или оборудованию, соответственно, проводка будет меньше греться.

По мнению специалистов, оптимально использовать медные жильные кабеля, а еще лучше — из бескислородной меди, поскольку в данном случае уровень сопротивления будет минимальным. Разумеется, это отразится и на стоимости товара. Если говорить о диаметре, то он должен быть побольше, но не слишком толстым.

В целом параметр сопротивления должен быть подобран таким образом, чтобы:

  • снижение уровня напряжения в нем было не больше 10% от такого же параметра АКБ;
  • показатель плотности тока должен составлять не более 6 ампер /мм2.

Цвета проводов в данном случае особой роли не играют.

Для того, чтобы не ошибиться при выборе, при покупке следует учитывать такие данные:

  • какой в авто используется аккумулятор — на 12 или 24 вольта;
  • какое будет подключаться оборудование — необходимо знать параметр максимального тока;
  • какова длина провода от АКБ до источника питания.

На видео ниже вы сможете ознакомиться с процедурой замены проводки транспортного средства на примере автомобиля Вольво (автор ролика — Форум Школа).

Например, если максимальный ток нагрузки составляет около 54 ампер, то сечение провода, которое позволит обеспечить лучшую плотность в районе 6 А/мм2, можно высчитать по формуле:

Оптимальное напряжение для используемых электрических устройств и оборудование будет обеспечено благодаря правильно подобранному диаметру, а также материалу жилы. Если его подключение будет правильным, то проводка никогда не будет греться, соответственно, это значительно снижает вероятность замыкания и, соответственно, возгорания.

Что касается физико-механических параметров, то они более относятся к самой изоляции, чем к жиле. Изоляция очень важна в данном случае, поскольку она защищает проводку от оголения жилы и, соответственно, возможного замыкания. Так что изоляция, особенно в том месте, где кабеля будут соединяться, ни в коем случае не должна твердеть, трескаться или плавиться под воздействием высоких температур. При покупке автотракторных или традиционных автомобильных кабелей нужно учитывать, что изоляция всегда должна иметь нужный запас прочности, чтобы она не рвалась при натяжении или трении.

Кроме того, на изоляцию не должна воздействовать автохимия, так популярная сегодня среди наших соотечественников. В целом изоляция играет очень важную роль, поскольку она должна противодействовать различным химическим и физическим процессам, которым подвергается проводка.

Поэтому при выборе также следует уделить внимание материалу изоляции. К примеру, если приобретается проводка для монтажа акустической системы, то кабель в любом случае должен быть хорошо экранирован. Это позволит предотвратить попадание сторонних электромагнитных полей, а также снижение качества звучания магнитолы. Если вы не уверены в том, подойдет ли вашей бортовой сети тот или иной провод, перед приобретением желательно проконсультироваться с электриком.

Видео «Укладка силового провода на Дэу Ланос»

Наглядная инструкция по укладке силового кабеля на примере автомобиля Дэу Ланос представлена на видео ниже (автор — Олег Деркач).

Автомобильная проводка

Электропроводка автомобиля выполняется по так называемой однопроводной схеме, то есть к потребителям питание подходит по одному плюсовому проводу. Вторым, минусовым, проводом при этом является корпус автомобиля. Но последнее время в автомобилестроении применяется всё больше и больше пластика. По этому к потребителям сейчас уже подходит не один, а два провода, при этом минусовой провод крепится к кузову автомобиля в ближайшем месте.

На старых автомобилях электропроводка представляла собой провода, проходящие по всему автомобилю обмотанный лентой и собранных в пучок. В настоящее время электропроводка автомобиля состоит из нескольких частей проложенных в разных частях автомобиля. Соединяются эти части на разных автомобилях по разному, но в основном посредством штекерных разъёмов непосредственно между собой. Так же есть способ соединения всех частей вместе на блоке предохранителей или монтажном блоке. Эти способы соединения могут применяться совместно.

Типы жгутов

На большинстве автомобилей проводка состоит из, так называемых, круглых жгутов. Эти жгуты образуются путём сбора отдельных проводов в один жгут перемотанный изолентой, киперной лентой или другим материалом. Современные жгуты укладываются в гофрированные пластиковые трубки, что несколько лучше защищает от повреждения изоляции. Кроме круглых жгутов применяются плоские жгуты. В этом случае провода укладываются на основу в виде полосы и сверху заклеивается ещё одной полосой, чаще прозрачной. Такие жгуты к сожалению не получили широкого распространения, хотя они очень удобны в ремонте электропроводки автомобиля и не имеют больших последствий при сгорании изоляции из-за короткого замыкания в проводе.

Мультиплексная проводка

Развитие электроники позволило отказаться от применения отдельных проводов, соединяющих органы управления и потребители. Не так давно появилась мультиплексная система электропроводки. Она представляет собой две шины, соединяющие все потребители и органы управления. Одна из них имеет большое сечение и по ней подходит питание ко всем приборам. Вторая имеет не большое сечение и по ней проходит управляющий сигнал от органов управления на включение или выключение того или иного потребителя. При воздействии на любой выключатель его мультиплексор формирует сигнал на включение или выключение соответствующего потребителя зашифрованный двоичным кодом. Проходя по управляющей шине код улавливается демультиплексором, расшифровывается им, и если он соответствует данному потребителю, то он включается или выключается. В этой системе есть ещё один электронный блок осуществляющий синхронизацию прохождения сигналов. В качестве управляющей шины может быть применён световод. В этом случае сигнал передаётся при помощи световых импульсов.

Общие характеристики автомобильной проводки

Для выполнения бортовой сети низкого напряжения на автомобилях применяют многожильные провода марки ПГВА (провод гибкий в полихлорвиниловой изоляции, автомобильный) с различной расцветкой. Полихлорвиниловая изоляция — эластичная, не разрушается нефтепродуктами, хорошо противостоит истиранию и надежна в работе при температуре от —40 до +50 С. Разнообразная расцветка проводов необходима для нахождения их на всем протяжении в оплетенном пучке, определения проводов при монтаже и при выявлении их неисправностей.

Сечения проводов, применяемых в электрических сетях автомобилей, рассчитывают и выбирают по допустимой плотности тока из условий максимально допустимого нагрева проводов (температура нагрева не должна превышать 60 °С) и по допустимому падению напряжения в проводе данного потребителя. Для потребителей небольшой мощности сечение проводов не рассчитывается, а берется минимальным (0,5—1,0 мм2), исходя из соображений механической прочности.

Провода являются одним из уязвимых мест в электрооборудовании автомобиля и при недостаточно надежном креплении их возникают различные неисправности в системах, отдельных приборах и аппаратах. Провода должны крепиться плотно, так как при тряске их изоляция в местах крепления быстро перетирается, что является причиной замыкания проводов на корпус автомобиля.

Провода являются одним из уязвимых мест в электрооборудовании автомобиля и при недостаточно надежном креплении их возникают различные неисправности в системах, отдельных приборах и аппаратах. Провода должны крепиться плотно, так как при тряске их изоляция в местах крепления быстро перетирается, что является причиной замыкания проводов на корпус автомобиля.

При креплении к зажимам нельзя допускать натяжения проводов, иначе вследствие вибрации может произойти их обрыв, но нельзя допускать и большого их провисания.

Для удобства монтажа провода группируют в пучки и оплетают хлопчатобумажной изоляцией. Пучки проводов на кабине и раме автомобиля крепят при помощи металлических скоб, под внутреннюю поверхность которых во избежание перетирания изоляции подкладывают мягкие прокладки из резины, плотной ткани или другого материала.

Наконечники проводов должны быть хорошо облужены и очищены. При креплении наконечника провода к зажиму следует установить наконечник на зажим, поставить луженую контактную, а затем пружинящую шайбы и только потом затянуть крепление. При таком креплении уменьшается падение напряжения в местах соединения проводников и предотвращается самоотвертывание.

На автомобилях для удобства соединения проводов между собой и подсоединения их к зажимам электрических машин, аппаратов и приборов электрооборудования применяются разъемные соединения на различное количество контактов. Гильзы и штифты разъемных соединений выполняются пружинящими, с продольными прорезями, что обеспечивает надежные контакты в цепях бортовой сети электрооборудования автомобиля.

Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

В этом обзоре я хочу рассказать об опыте приобретения отличных низковольтных (заявлено применение в цепях до 48 вольт) проводов, подходящих как для не силовой проводки в автомобиле, так и для радиолюбительского творчества.

Предисловие

Я в работе использую очень много провода. До текущего момента я приобретал провод в офлайне по довольно божеской цене — провод в основном ПУГВ белорусского производителя — Щучинский завод «Автопровод». В одном из обзоров я уже писал, что и этот провод (хотя его в основном хвалят) по сечению и сопротивлению не дотягивает до заданных параметров. Но мне это было неважно, большой нагрузки на них не было, так что даже в два раза более тонкие жилы меня бы устраивали :) Но вот недавно оказалось, что по толщине эти провода не полезли в новые разъемы. и я озаботился поиском проводов потоньше. В офлайне таких не было в нужном мне количестве и в нужном ассортименте цветов… Китай отпал сразу — провода я покупаю километрами, везти их из Китая неразумно. Да и цены там на нормальные провода (читай — силиконовые) не сказать, что приятные. А дешевые провода либо из железа вместо меди, либо сечение в 2-3 раза меньше заявленного.
После довольно долгих поисков по инету я вышел на сайт этого магазина. Вообще, торговля такими вещами в России — это отдельная песня. Прайсов днем с огнем не найдешь, заказать и оплатить как в нормальном интернет-магазине редко где можно, вместо цены в основном везде плашки «Пишите нам» или «Отправьте нам заявку». Я всегда воспринимаю это как «Мы на вас посмотрим и решим сколько вам можно заломить по максимуму.». А где были цены — там продавались 10- или 100-метровыми кусками по явно неадекватным ценам.

Заказ

В общем, найдя этот сайт я прекратил поиски и решил заказать тут. Менеджер в чате на сайте ответил очень быстро, заверил, что все цвета, которые есть в списке на странице, имеются в наличии в количестве от километра и больше.
Отлично. Оформил заказ на 8 цветов провода ПВАМ 0.35 мм по 100 метров каждого, получил на мыло счет, оплатил его через свой интернет-банк (как частное лицо) и отправил скриншот оплаты. Дополнительно со мной связался менеджер для уточнения деталей доставки (выбрал DPD до пункта выдачи). И в этот же день я уже получил накладную, по которой заказ был отправлен! Я слегка офигел от такой расторопности отечественного интернет-магазина, если честно :) Тем более, торгующего промышленными товарами.
Через несколько дней провода уже ждали меня на пункте выдачи и вот сегодня я их получил :) 26-го октября заказал, и 31-го или 1-го числа товар уже был готов к выдаче в моем городе.

Обзор

Ну и теперь сам обзор полученного провода :)
Менеджер еще при заказе заверял меня, что и сечение и чистота меди выдерживаются в рамках стандартов и что с этим никаких проблем не будет. Но сомнения все равно оставались, основанные на довольно богатом предыдущем опыте :) Поэтому и заказал всего по 100 метров. И вот сегодня я сам смог все проверить.

Провода пришли в картонной коробке:

Внутри все восемь мотков лежали в общем пакете:

Все восемь на месте :)

Каждый моток связан в двух местах синтетической веревкой и на каждом присутствует бирка с указанием марки, цвета, сечения и длины:

Цвета не сказать, чтобы сильно яркие, но вполне насыщенные. Никаких разночтений по цветам не возникает. Изоляция окрашена в массе, а не по поверхности, как иногда бывает.

Для всех проверок я отмотал от черного провода 20 метров (плюс-минус 2 см). Первое, что я проверил — это метраж. Естественно, перемерять длину каждого мотка было бы глупо. Поэтому я взвесил отмотанные 20 метров и все остальные целые мотки. 20 метров весят ровно 90 грамм:

Вес 100-метровых мотков колеблется от 445 до 475 грамм:

Так что по метражу вроде бы все нормально. Конечно, считая, что все цвета одинаковы по конструкции и весу, но скорее всего так оно и есть, по крайней мере отличий мне выявить не удалось.

Ну и проверка характеристик провода. Для начала посмотрим что обещает нам для этого провода сам производитель в своем документе — chuvashcable.ru/assets/files/Avtotraktornie-provoda.pdf:

— ТУ 16.К05-015-2002
1. Провод с медной жилой повышенной гибкости, с тонкостенной поливинилхлоридной изоляцией, одножильный
2. Температурный диапазон использования: от -40°С до +105°С
3. Провода стойки к поражению плесневыми грибами.
4. Срок службы проводов, в пределах которого обеспечивается наработка, составляет: 8 лет. Фактический срок службы не ограничивается указанным, а определяется техническим состоянием провода.
5. Испытательное напряжение частотой 50 ГЦ после выдержки в воде: 1000 В
6. Провода марки ПВАМ, ПВАТ изготавливаются по техническим условиям (ТУ), согласованным с центром технического развития
ОАО «АвтоВАЗ».
7. Сечение токопроводящей жилы, кв.мм: 0.35
8. Класс гибкости жилы: 4
9. Номинальная толщина изоляции, мм: 0.268
10. Максимальный наружный диаметр мм, не более: 1.4
11. Расчетная масса 1 км провода, кг: 4.6
12. Электрическое сопротивление токопроводящих жил, Ом*км: 57.0

К сожалению, я не смог найти текст указанного ТУ. Но в общем-то, он не сильно и нужен, все фактические параметры и так заявлены и могут быть проверены.

Итак, по порядку.

Вес уже был подтвержден взвешиванием — примерно 450-460 грамм на 100 метров или 4.6 кг на километр, тут все соответствует заявленному. Внешний диаметр тоже похож на обещания — в разных плоскостях колеблется от 1.285 до 1.315 мм, то есть в среднем 1.3 мм при указанном максимуме 1.4 мм.

После этого я вытащил из ящика LCR-метр и измерил сопротивление 20-метрового отрезка. Почему я не измерил сразу 100 метров? Из-за одного нюанса: у меня нет миллиомметра постоянного тока. LCR-метр измеряет сопротивление с точностью до миллиома только на частоте 1 кГц и выше, а смотанный провод уже представляет собой катушку с какой-то индуктивностью, и на этих частотах измерение сопротивления уже не будет корректным, оно будет давать завышенные показания относительно сопротивления постоянному току. Места растянуть из мотка 100 метров провода у меня просто нет :) Поэтому я растянул 20-метровый кусок по комнате, чтобы он не образовывал индуктивность. Предварительно, конечно, откалибровал прибор:

И потом измерил сопротивление 20-метрового куска:

0.98 ома прибор показал и при измерении постоянным током (в этом режиме он показывает только до сотых долей ома), так что результат кажется вполне достоверным. И сопротивление на километр тогда получается 0.98*50=49 Ом — это даже лучше, чем заявлено производителем.

Стало интересно посмотреть на провод в разрезе. Честно говоря, мне лень было доставать дремель, чтобы ровно отпилить кусочек провода, поэтому я просто отрезал его скальпелем. Поэтому срез проводков не очень ровный :)
Большие риски измерительной сетки соответствует ровно 0.2 миллиметрам, маленькие риски — 0.02 мм. Справа для сравнения кусок ПУГВ 0.5 кв.мм Щучинского «Автопровода»:

Видим 11 проволочек и довольно тонкую по сравнению с ПУГВ изоляцию. Прикинув по измерительной сетке, получаем диаметр проволчек около 0.2 мм, что с запасом укладывается в заявленный 4-й класс гибкости, с этим тоже все в порядке :)
Для более точного определения сечения я вытащил одну проволочку и измерил ее диаметр двумя способами — непосредственно и намотав 10 витков и измерив длину намотки:


В обоих случаях диаметр проволочки получается ровно 0.2 мм. Три метода из трех сошлись в показаниях, что придает высокую достоверность результату :) Итак, 11 проволочек диаметром 0.2 мм дают общее сечение провода 0.3456 кв.мм, что очень близко к заявленным 0.35. На мой взгляд это отличный результат.
Теперь можно вычислить сопротивление чистой меди при этом сечении и сравнить с результатом измерения. Удельное сопротивление меди примерно 0.017 ом*кв.мм/м. То есть жила из меди сечением 1 кв.мм при длине 1 м будет иметь сопротивление 0.017 Ома. При сечении 0.3456 кв.мм сопротивление должно быть 0.017/0.3456=0.04919 ома на метр или 0.983 ома на 20 метров — и опять очень близкое соответствие с измеренными 0.979 омами. Значит в жиле действительно чистая медь :)

Жилы блестящие, не окислены, не потемневшие. Но для порядка я капнул на провод немного флюса и попробовал залудить:

Лудится превосходно, припой растекается моментально. Но вот изоляция ползет от нагрева, хоть и не так сильно, как бывает на некоторых проводах.
Хотя обычной пайке это не мешает, сползание совсем небольшое. Вот пример пайки на довольно теплоемкую площадку (она еще и соединена переходным отверстием с такой же площадкой на нижней стороне):

И последнее, очень немаловажное для применения в автомобилях — горючесть изоляции. Первая гифка демонстрирует горение одной изоляции, без жилы внутри:

Вторая гифка — целый провод, с жилой:

Как видно, изоляция самозатухает довольно быстро. Кусок изоляции без жилы мне один раз удалось продержать в процессе горения секунд 5 — я для этого ее вертел, направляя пламя на свежие участки изоляции, но в конце концов она все равно потухла, не смотря на мои старания :) С жилой же внутри поддерживать ее горение дольше 2-3 секунд вообще невозможно. Так что в этом вопросе тоже все очень хорошо.

Итоги

Это довольно неожиданное по качеству приобретение. Заказывая его, я надеялся, что все будет не очень плохо, но ожидал, что сечение все-таки будет минимум на 10% меньше заявленного. И сейчас я в очень приятном удивлении и от работы магазина и от качества провода. Ну, по крайней мере именно этого провода — ПВАМ 0.35. Ставлю ему твердую пятерку по пятибальной шкале :)
Практически все заявленные производителем характеристики подтвердились с высокой точностью, так что теперь этот магазин будет моим главным источником проводов :)

Кстати, эти провода отлично ложатся в контакты Dupont:

И в контакты JST:

И, конечно же, они прекрасно подходят для ремонта слаботочной (не силовой) проводки в автомобилях, фактически это и есть их основное предназначение. Впрочем, эта же марка проводов сечением 1.5 и выше вполне подходит и для силовых цепей :)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: