Ремонт автомобильного кондиционера своими руками

Ремонт кондиционера автомобиля

Все современные автомобили оснащаются кондиционерами. Кондиционер в автомобиле заметно улучшает качество пребывания вего салоне, особенно в летнее время года, ведь у водителей отпадает необходимость постоянного проветривания. Но, как и все приборы, кондиционеры периодически выходят из строя и требуют ремонта. Их работоспособность не зависит от качества и класса автомобиля, так как все современные системы кондиционирования отличаются высокой технологичностью, а определяется постоянным воздействием негативных факторов. Осуществить незначительный ремонт кондиционера автомобиля и проделать его плановое обслуживание под силу практически любому автомобилисту.

1. Когда пора осуществить ремонт кондиционера автомобиля?
2. Что может выйти из строя в автокондиционере?
3. Подкачиваем фреон автокондиционера самостоятельно.

1. Когда пора осуществить ремонт кондиционера автомобиля?

Система кондиционирования – это герметическая и сбалансированная система, которая заполнена маслом (для смазки компрессора и труб) и специальным хладагентом – обычно, используется фреон. Кондиционер предназначен не только для охлаждения воздуха, но и для его очищения от влаги и запахов. Особенность автомобильного кондиционера в том, что он работает не от электроэнергии (как его бытовые сородичи), а от двигателя инаходится под постоянным воздействием негативных внешних факторов. Принцип его работы сравним с работой холодильника. Автокондиционеры зачастую ломаются. И вероятность их неисправности повышается пропорционально с повышением срока службы транспортного средства. Когда нужно делать ремонт кондиционера автомобиля? Признаками неполадок автокондиционеров могут служить следующие: 1. В пробках автомобиль начинает перегреваться и потреблять больше топлива. Это может свидетельствовать о поломке конденсатора кондиционера.

2.Появление масляных пятен на компрессоре.

3.Частые отключение компрессора.

4.Перегрев всего моторного отсека и двигателя, в частности.

5.Проскальзывание электромагнитной муфты и ремня привода.

6.Появление в салоне капель воды и неприятного запаха. Причиной этого может быть неисправность испарителя.

7.Повышенный шум при работе системы кондиционирования.

8.Низкая эффективность работы системы.

9.Обмерзание трубок испарителя, исходящих шлангов и фильтра. Как провести диагностику исправности системы кондиционирования? Этапы диагностики автокондиционера:

1.Запустить двигатель, и включить кондиционер.

2.Взяться за трубку обратной магистрали и подождать несколько минут. Эта трубка должна стать очень холодной, прямо-таки ледяной.

3.Отключить кондиционер на несколько минут, а потом снова включить. Должна наблюдаться выраженная волна холода.

4.Прикоснуться к трубке напорной магистрали. Эта трубка должна быть очень горячей. Чем выше температура на улице, тем горячее должна быть трубка.

5.Проверить работу системы в салоне транспортного средства (вставить градусник в дефлектор и включить кондиционер на всю мощность, температура в исправной системе должна быть 10 градусов по Цельсию).

6.Если холод и тепло в магистралях ощущаются явно выраженными, а температура в дефлекторе около 10 градусов по Цельсию, значит система работает исправно.

Начинающую стадию неисправности в системе кондиционирования можно диагностировать самостоятельно по внешним признакам. После диагностики важно срочно устранить появившуюся проблему, ведь мелкую неисправность легче исправить, чем серьёзную поломку.

2. Что может выйти из строя в автокондиционере? Причин поломки кондиционера может быть множество. Среди причин неисправности автокондиционеров можно выделить:
1.Особенности конструкции, которая предполагает множество разных соединений и элементов.

2.Некачественная сборка, использование низкокачественных запасных компонентов для системы, ошибки инженеров.

3.Воздействие агрессивной внешней среды и механические повреждения элементов конструкции автокондиционера (загрязнения, аварии, коррозия).

4.Неверная эксплуатация прибора (продолжительный период бездействия, использование низкокачественных комплектующих, чрезмерное заполнение или же недозаполнениефреоном).

5.Износ составляющих элементов кондиционера и выработка его ресурса (постепенно нарушается герметичность системы и появляются утечки фреона, начинает заклинивать компрессор, появляются проблемы с электрической составляющей и т. д.).

Чаще всего он ломается из-за неблагоприятных условий работы, так как в его компоненты попадает грязь, вода, мусор и т.д. Вся грязь накапливается под гайками, хомутами, в пространстве между конденсатором и радиатором. И это становиться причиной поломок конденсатора. Так что рекомендуем во время мойки автомобиля, промывать пространство между радиатором и конденсатором, что станет хорошей профилактикой поломок кондиционера. На автомобильном кондиционере могут выходить из строя абсолютно все компоненты, но чаще всего ломаются следующие составляющие:

1.Испаритель выходит из строя из-за загрязнения, коррозии, закупорки дренажных труб. На его работу также влияют недостаток или избыток хладагента и масла, попадание в систему воздуха или воды.

2.Фильтр-осушитель перестаёт работать из-за несоблюдения правил обслуживания, заправки, ремонта системы кондиционирования. А это приводит к её загрязнениям.

3.Вентилятор нарушает своё функционирование в связи с износом подшипника или сбоем в электросети автомобиля.

4.Конденсатор чаще всего ломается из-за загрязнений, коррозии, износа уплотняющих элементов системы.

5.Повреждения контактов и соединений электрических компонентов управления системы под воздействие агрессивной внешней среды или вследствие механических воздействий. Советы, как предотвратить неисправности автомобильного кондиционера и как правильно его эксплуатировать:

1.Если в транспортном средстве установлен большой воздухозаборник и крупная декоративная решётка, то радиатор стоит защитить металлической или капроновой сеткой. Это отсеет необходимость частой промывки системы, защитит её от камней и крупных насекомых.

2.Если кондиционер включается зимой, то нужно помнить, что включать его можно только после прогрева салона. Тогда все системы и датчики прибора будут работать корректно. «Торпеда» не должна становиться ледяной.

3.Во время покупки автомобиля (особенно, у владельца), обязательно нужно проверить работоспособность системы кондиционирования на всех режимах в течение часа. Если система работает плохо, то это повод сбить цену на стоимость её ремонта.

4.Закрывайте все окна при включённом кондиционере.

5.Перед включением кондиционера, лучше проветрить салон.

6.Чтобы избежать запотевания стёкол в салоне, нужно вместе с кондиционером включать и печку.

7.Окошко возле ресивера-осушителя следует осматривать ежедневно.

8.Чаще протирайте пыль и проводите уборку в салоне, так как неубранная пыль будет летать по салону и попадёт в кондиционер, забивая его.

3. Подкачиваем фреон автокондиционера самостоятельно. Ремонт и устранение небольших неисправностей автокондиционера вполне по силам произвести самостоятельно. А серьёзные работы (замена испарителя, компрессора или других элементов) лучше доверить профессиональным мастерам.

Подкачка фреона в систему – это одна из тех проблем, которую сможет решить каждый автовладелец. Фреон –хладагент, на котором основывается вся работа системы кондиционирования. Даже если система полностью исправна, утечка фреона составляет в среднем 6-8% за год. А если система теряет герметичность (из-за износа или поломки уплотняющих элементов), то утечки хладагента будет ещё больше. Поэтому заправка фреоном рано или поздно понадобиться каждому автомобилю. Диагностику кондиционера на предмет наличия фреона стоит проводить регулярно, так как слишком большая утечка газа приводит к значительному перегреву компрессора и его дальнейшей поломке. А ремонт обойдётся в значительно большую сумму, чем плановая заправка фреоном. Признаками недостаточного количества фреона в системе служат плохая эффективность охлаждения салона автомобиля, появление посторонних запахов (это может быть и признаком необходимости замены фильтров), образования льда или инея вокруг радиатора.

Как подкачать фреон в автокондиционер?

Для начала необходимо узнать, какую марку фреона использует автомобиль, и купить подходящий баллон с жидкостью в автомобильном магазине. Авто выпуска до 1995 года, в основном, используют фреон CFC-12, а для современных моделей отлично подойдёт фреон R134. Процедура подкачки фреона включает такие этапы:

1.Завести автомобиль, перейти на нейтральную передачу и поставить ручной тормоз.

2.Прижать баллон с фреоном к специальному клапану, и очень аккуратно откручивать вентиль баллона.

3.Когда вентиль полностью откроется, нужно сесть в автомобиль и жать на газ, пока из кондиционера не пойдёт холодок. Во время подкачки фреона знайте меру, так как для системы нежелателен не только недостаток, но и переизбыток газа.

Ремонт автомобильного кондиционера своими силами

иллюстрация обдува салона

Хоть и принято считать наличие кондиционера в автомобиле дополнительной опцией, но в некоторых ситуациях может показаться, что нет ничего важнее аппарата, подающего прохладный воздух в салон машины.

И если в знойный безветренный день вдруг откажет система кондиционирования, то обычная поездка может превратиться в невыносимую пытку, поэтому освоить хотя бы азы, помогающие осуществить ремонт автомобильных кондиционеров нужно каждому автомобилисту. Это несложно если разобраться в принципе его работы, возможных признаках неисправностей, основных узлах подверженных поломкам и способах их ремонта своими руками.

не работает кондиционер в жару

Принцип работы

Принцип работы автомобильного кондиционера сродни процессам, происходящим в обычном бытовом холодильнике, но с учетом специфики работы в условиях движения:

  • нажатая кнопка включения кондиционера первым делом запускает компрессор, который по соединительным трубкам начинает «прогонять» фреон к радиатору;
  • радиатор (конденсор), расположенный в передней части машины, охлаждает хладагент, в связке с дополнительным вентилятором, обдувающим конденсор;
  • после чего фреон, преобразовавшись в конденсат, по шлангам попадает в ресивер-осушитель, где он очищается от водяных паров и грязи;
  • следующим на пути хладагента находится терморегулирующий вентиль (ТРВ), который отвечает за его подачу в испаритель;
  • испаритель, пропуская через себя хладагент, охлаждается, а вентилятор подает прохладный воздух в салон.

Диагностика и выявление неисправностей

С приходом жаркого сезона, рука автовладельца, имеющего кондиционер в своем авто, тянется к кнопке, включающей климатизер, но иногда долгожданной прохлады в салоне не наступает. Что бы этого ни случилось, требуется заранее провести диагностику своими руками всех составляющих этого агрегата.

Подняв капот внимательно обследовать состояние соединительных трубок и резиновых шлангов, которые хомутами присоединены к ним, если на металлических трубках есть следы масляных выделений, значит, присутствует утечка хладагента, что автоматически приводит к выключению компрессора. Это может быть следствием частой и сильной вибрации двигателя, при которой хомуты шлангов дают слабину. Разобраться какие детали требуют замены, поможет дополнительная заправка фреоном системы.

схема расположения в авто

Ремонт основных узлов

Выявив, какой из узлов и агрегатов вышел из строя можно смело приступать к ремонту и замене неисправных узлов своими руками.

Компрессор

компрессор внешний вид

Выход из строя этого узла происходит из-за ситуаций связанных с его неправильной установкой и эксплуатацией. Часто работники автосервиса, обнаружив потемнение теплоизоляции или утечку фреона, ограничиваются устранением этой проблемы. А также дополнительной заправкой кондиционера или установкой на магистраль фильтра, что кардинально не влияет на возникшую проблему и приводит к прогнозируемой поломке.
Так как компрессор является основным агрегатом в системе кондиционирования о его основных неисправностях и способах их устранения подробно рассказано в отдельной статье.

Радиатор

трещина радиатора

Ремонт узла, отвечающего за охлаждение фреона, стоит начинать только в случае, если он не подвергся воздействию коррозии, после мелких механических повреждений. Обычно демонтированный с автомобиля радиатор восстанавливают с помощью аргонно-дуговой сварки или обычного напыления.

После этого радиатор следует проверить на герметичность, создав давление, достигающее 20 атм. Если же радиатор дал течь вследствие коррозии, то проще будет заменить его новым. Подробно эта тема раскрыта в этой статье.

Ремонт шлангов и трубок

Хоть основные трубки автокондиционера и изготовлены из алюминия, все равно они подвержены разрушительному влиянию внешних факторов:

  • температурные перепады;
  • воздействие разбрасываемых на дорогах зимой реагентов;
  • вредные вещества, скапливающиеся в трубках.

трубка

Все это приводит к их окислению и последующему гниению. Ремонт этих узлов своими руками производится, так же как и в случае с радиатором.

Конструктивные особенности, когда шланги могут проходить рядом с выпускным коллектором, неправильный монтаж и езда по ухабам приводят к высыханию, перекручивания и перетиранию шлангов. Если вовремя провести замену этих составляющих, то можно избежать разгерметизации системы влекущую неисправность других агрегатов кондиционера.

Читайте также  Сварка арматуры ванным способом

Заправка хладагентом

По окончании всех ремонтных работ, произведенных своими руками, требуется заправка системы фреоном, учитывая конструктивную схожесть трубок автомобильного кондиционера с узлами стационарных сплит-систем – это несложно сделать самостоятельно.

заправка фреоном

Определившись, какой марки хладагент находится в системе кондиционирования, так как смешивание разных марок нежелательно, нужно купить набор для заправки и через специальный шариковый клапан произвести заправку кондиционера фреоном своими руками. Проделывая эту процедуру нужно внимательно следить за количеством хладагента, на качество работы может повлиять как недостаток, так и избыток фреона, оказавшегося в системе кондиционера после заправки.

Смотрите видео по теме:

Электрооборудование, свет, освещение

Каждый водитель стремится выбрать такой автомобиль, где будет всегда себя чувствовать приятно и комфортно, с разными примочками и определенными удобствами. В их число входит направляющий бортовой компьютер, магнитола и кондиционер, спасающий нас от жары. Любой человек, который привык к использованию кондиционера в автомобиле, сойдет с ума, если он однажды придет в непригодность. Поэтому стоит заранее знать, что делать, если автомобильный кондиционер перестал работать, и как провести ремонт кондиционера своими руками климатической техники.

Оглавление:

Диагностика неисправностей

Большое число автовладельцев, которые имеют автокондиционер под капотом машины, с наступлением жары торопятся его включить. Но только некоторым из них это удается. Пора беспокоиться о «здоровье» кондиционера, как только отступают холода. Его нерабочее состояние определить довольно просто: если после включения кнопки на панели управления не происходят видимые результаты, то есть ничего не идет из системы вентиляции, то он не работает однозначно.

Но раньше времени не стоит переживать: перед ремонтом кондиционера следует провести диагностику, открыть капот и внимательно осмотреть все трубки кондиционера в поиске утечки фреона. Если вы обнаружите на металлических трубках маслянистые выделения, значит, вытек фреон, и произошло автоматическое отключение компрессора.

В том, что хладагент вытекает из системы, виноваты, как правило, опасные вибрации двигателя. Конечно же, все трубки в автокондиционере имеют свои переходники – резиновые шланги, что отличаются высоким давлением, с хомутов которых иногда просачивается наружу фреон. Чтобы понять, какие детали придется заменить, а какие являются пригодными для дальнейшей эксплуатации, то придется подкачать фреон.

Ремонт компрессора

Ситуация, когда необходимо заменить отказавший компрессор кондиционера, обычно связана с пренебрежением правилами установки и эксплуатации автомобильного кондиционера. Зачастую сервисные службы после обнаружения потемнения теплоизоляции или утечки хладагента ограничиваются установкой на жидкостную магистраль фильтра, дозаправкой кондиционера или устранением течи, хотя в это время необходимы радикальные меры по ремонту компрессора кондиционера.

Необходимость спасения компрессора возникает в таких случаях: при попадании в фреоновый контур влаги или когда фреоновый контур теряет герметичность. Продлить жизнь кондиционера поможет срочная реанимация. Для промывки компрессора принято использовать фреоны R-113, R-11 или четыреххлористый углерод. Промывку производят в два этапа.

Сначала следует эвакуировать хладагент при помощи отвакуумированного баллона. Сначала проведите промывку до получения прозрачного состояния жидкости, которая сливается из компрессора. После этого компрессор необходимо заправить смесью, состоящей наполовину из масла и наполовину из промывочной жидкости, и включить компрессор на 10-15 минут в работу. Затем слейте эту смесь и проведите при необходимости промывку до полного удаления из компрессора плохого масла.

Вакуумирование компрессора производят для полного удаления из агрегата промывочной жидкости. После этого стоит заняться заправкой компрессора кондиционера маслом. Помните, что холодильные масла характеризуются высокой гигроскопичностью и способны легко поглощать из воздуха влагу, при этом ухудшаются свойства масла. Чтобы предотвратить это, нужно ограничить до минимума контакт масла и воздуха. Поэтому стоит после заправки продуть компрессор газообразным хладагентом или осушенным азотом и заткнуть его патрубки пробками.

Ремонт муфты

Одной из главных деталей автомобильного кондиционера, как вы уже поняли, является компрессор. Независимо от его типа в конструкцию компрессора входит электромагнитная муфта, разъединяющая его с приводным шкивом. Помните, что для различных видов муфты принято использовать соответствующее масло для смазки механизма.

Что касается замены муфты кондиционера, то многие автолюбители привыкли выполнять это своими собственными силами. Чтобы диагностировать поломку этого агрегата, необходимо разбираться в процессе ее правильной работы. При функционировании исправная муфта вращается непрерывно благодаря ремню. В начале работы муфты слышен небольшой щелчок, что датирует ее сцепление, а дальше она движется по кругу.

Если агрегат кондиционера неисправен и нужен ремонт муфты кондиционера, то наблюдается следующее: при вращении муфты слышны посторонние шумы, которые свидетельствуют о повреждении подшипника, запах горелого ощущается в воздухе. Если вы не услышали щелчок сцепления муфты после включения кондиционера, то дело не в ней.

Диагностику неисправности в любом случае производят только с помощью специального оборудования на станции ремонта. Большая проблема связана с неисправностью, когда компрессор кондиционера только имитирует функционирование муфты, которая движется при этом свободно. Вместе с этим слышится щелчок, однако салон автомобиля не наполняется холодным воздухом.

Радует, что муфты отличаются достаточно долгим сроком службы благодаря особенностям их строения. Главное вовремя заметить неисправность агрегата, чтобы не допустить дополнительных расходов. А сама покупка исправной муфты не представляет особого труда.

Ремонт радиатора

Ремонт радиатора автомобильного кондиционера принято выполнять напылением или с помощью аргонно-дуговой сварки. После ремонтных работ необходимо произвести проверку на герметичность давлением, которое достигает 20 атм. Чтобы отремонтировать радиатор автомобильного кондиционера, следует его демонтировать с машины.

Стоит отметить, что ремонт радиатора считается целесообразным только в тех случаях, когда свое дело не сделала коррозия, к примеру, после при небольших механических повреждениях или после легкой аварии. В ситуации разгерметизации радиатора автомобильного кондиционера по причине коррозии, стоит произвести его замену.

Цена оригинального радиатора и соответственно цена ремонта кондиционера для некоторых автомобилей достигает нескольких сотен евро. В таком случае можно произвести замену радиатора на неоригинальный агрегат европейского качества. Также можно установить универсальную запасную часть с некоторыми переделками трубок.

Ремонт трубок и шлангов

Ремонт трубок и шлангов автомобильного кондиционера позволяет устранить дефекты, возникающие в работе системы охлаждения воздуха, и обеспечить ее устойчивость к высоким давлениям хладагента. Многие модели автомобилей собраны таким способом, что шланги, подводящиеся к компрессору, проходят возле выпускного коллектора, и в свою очередь это провоцирует их постепенное высыхание, растрескивание и выгорание.

В зимний период возможен засор шлангов и трубок, когда грязь заполняет пространство между радиаторами охлаждения двигателя и автомобильного кондиционера. Во многих трубках накапливаются загрязняющие частицы, что засоряют магистрали и препятствуют хорошему циркулированию хладагента, смешиваясь с влагой.

На структуру алюминия, из которого изготовлены трубки автомобильного кондиционера, влияют агрессивные факторы окружающей среды. К разрушению запчастей приводят перепады температуры, повышение влажности и воздействие реагентов. Смесь вредных веществ способна накапливаться в алюминиевых трубках и способствовать их окислению и гниению.

Подвижность узлов и агрегатов системы в сочетании с вибрационными нагрузками становится причиной разрушения контура, сформированного из непластичных элементов. Вследствие аварийных ситуаций, движения по ухабистым дорогам или нарушений правил монтажа, шланги или трубки перетираются или перекручиваются механическим путем. Дополнительный фактор – рассыхание и старение уплотнительных колец и резиновых прокладок.

Если ремонт трубок кондиционера и его шлангов не провести своевременно, то такие неисправности спровоцируют разгерметизацию компрессора. Если машина эксплуатируется с поврежденными шлангами и трубками, масло стекает, терморасширительный вентиль и компрессор коррозируют. Это приводит к засорению климатической системы частицами компрессионных колец.

Зависимо от локализации неисправности и уровня разрушения поврежденной запчасти системы выполняются такие виды работ, связанных с ремонтом шлангов и трубок кондиционера: замена уплотнительных колец, промывка системы охлаждения воздуха в автомобиле, опрессовка порванного шланга, восстановление полной герметичности трубки с помощью аргонной сварки, замена трубки или шланга полностью.

Утечка фреона

Наиболее распространенной причиной неисправности автомобильного кондиционера выступает утечка фреона, что представляет собой падение уровня хладагента в системе, что может спровоцировать выход из строя компрессора, цена которого достигает половины стоимости самого аппарата. Утечка фреона бывает нормируемой или вызванной некачественным монтажом. Для человека утечка не приносит опасности, потому что фреон относят к категории инертных газов, не ядовит, не имеет запаха и цвета.

Однако хладагент, который используется в автомобильных кондиционерах, тяжелее воздуха, поэтому и вытесняет воздух и накапливается в помещении, а также выделяет фосген, который представляет опасность при соприкосновении с открытым огнём. Поэтому в случае обнаружения признаков утечки фреона необходимо прекратить пользоваться автокондиционером и своевременно ликвидировать неисправность.

Автомобильный кондиционер – это фресковая холодильная машина, элементы которой между собой соединены резьбовыми фреонопроводами. При воздействии перепадов температуры и вибраций изменяются свойства таких уплотнителей, вследствие чего постепенно улетучивается фреон из системы. Вот почему автомобильный кондиционер необходимо периодически заправлять.

На новом автомобиле хладагент необходимо дозаправлять раз в пару лет, лет через 5-7 увеличивается скорость утечки и дозаправка требуется раз в один год, даже если отсутствуют явные дефекты. Все элементы автокондиционера принято смазывать маслом, которое добавляется в хладагент, и именно с этим связаны рекомендации включать кондиционер в автомобиле в зимнюю пору раз в месяц на десять минут.

Своевременный ремонт автомобильного кондиционера сохранит вам нервы и здоровье. Согласитесь, что бесконечные пробки, проведенные в жаре, изрядно выматывают. А прохлада в салоне машины является результатом своевременного технического обслуживания, заправки и ремонта автомобильного кондиционера.

Возможно ли отремонтировать кондиционер своими силами

Диагностика работы кондиционера начинается с его включения. Если после нажатия кнопки включения кондиционера ничего не происходит – не поступает охлажденный воздух в салон из системы вентиляции, то кондиционер явно не работает.

В этом случае следует открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть все трубопроводы кондиционера и его радиатор. Если на них наблюдаются маслянистые пятна, это может свидетельствовать об утечке из системы хладагента (фреона), что приводит к автоматическому выключению компрессора.

Клапан для закачки/откачки фреона

Вытекание хладагента является следствием вибраций двигателя. Эти вибрации могут привести к ослаблению хомутов на переходных резиновых шлангах, что приводит к просачиванию хладагента наружу. Для того чтобы определить, какие элементы еще работоспособны, а какие требуют замены, придется подкачать в систему хладагент.Также одной из причин, по которой автокондиционер не работает, является поломка электромагнитной муфты.

Если при включении кондиционера не слышен характерный щелчок в муфте, свидетельствующий о её сцеплении с приводным шкивом, или, наоборот, слышен скрежет и чувствуется запах гари, то это говорит о поломке подшипника.

В таком случае муфту необходимо заменить.

Замена компрессора

Фото компрессоров кондиционера авто

Случаи, когда возникает необходимость замены компрессора, чаще всего связаны с пренебрежительной или неправильной установкой автокондиционера и его неправильной эксплуатацией. Зачастую, на СТО при обнаружении утечки хладагента, или изменении цвета теплоизоляции (потемнении), ограничиваются простой установкой фильтров на магистраль системы, дозаправкой хладагентом или устранением течи. При этом требуются более существенный и радикальный ремонт компрессора.Компрессор необходимо спасать, если в систему попала влага или нарушилась герметичность трубопроводов. В этих случаях необходима срочная реанимация, которая включает в себя промывку всей системы.

Промывка проходит в два этапа и осуществляется фреонами R-11, R-113 или четырёххлористым углеродом. Сначала необходимо удалить загрязненный хладагент из системы с помощью отвакуумированного баллончика. Затем производится промывка системы до тех пор, пока жидкость, вытекающая из компрессора, станет прозрачной. После этой операции система заправляется смесью, состоящей из масла и промывочной жидкости в соотношении 1:1 и включается в работу для прогонки на время от 10 до 15 минут. Затем эта смесь масла и промывочной жидкости сливается. При необходимости эту операцию нужно повторить.Провывка кондиционера автомобиля на СТОПосле промывки системы опять проводят вакуумирование компрессора для полного избавления от промывочной жидкости. Затем наступает очередь заправки автокондиционера специальным маслом. При этом необходимо учитывать высокую гигроскопичность этого масла (способность впитывать влагу из воздуха). Для этого следует свести к минимуму воздушный контакт масла. И по окончанию всех этих работ, для предотвращения наличия влаги в системе, следует произвести продувку системы с помощью газообразного хладагента или осушенного азота.Проверка утечки фреона с помощью ультрафиолета

Заправка хладагентом системы кондиционирования нового автомобиля производится каждые два года, а через 5 или 6 лет эксплуатации – ежегодно. Также не следует забывать о необходимости зимнего включения кондиционера для обеспечения смазки всех элементов системы. Это обеспечит долгую и надёжную работы кондиционера.

Читайте также  Японская баня офуро своими руками

Заправка хладагентом системы кондиционирования

Замена муфты

Независимо от типа автокондиционера, обязательным элементом системы является электромагнитная муфта, которая соединяет вал кондиционера с приводным шкивом. Существует несколько типов приводных муфт, для смазки которых применяется свое масло. На это следует обратить внимание, чтобы избежать поломок муфты.

Фото муфты для кондиционера авто

Во время работы двигателя автомобиля электромагнитная муфта постоянно вращается под воздействием ремня, идущего от двигателя. При включении системы, в муфте слышится щелчок, свидетельствующий о её сцеплении с валом компрессора.

Отсутствие этого щелчка и наличие посторонних шумов в муфте говорят о возможной её неисправности. Однако существует серьезная проблема, при которой муфта по всем признакам является работоспособной, но в тоже время не производит передачу вращательного движения на компрессор. Для точной диагностики в этом случае требуется специальное оборудование сервисных центров.

Положительным моментом является то, что благодаря своим конструктивным особенностям, электромагнитная муфта является достаточно надёжным и долговечным агрегатом. Также, приобретение новой муфты и ее замена не представляют большого труда.

Ремонт радиатора

Радиатор кондиционера требует обязательного ремонта после незначительных механических повреждений или небольшой аварии, которые привели к нарушению герметичности радиатора и утечке хладагента.

Загрязненный радиатор автомобильного кондиционера

В этих случаях радиатор подлежит обязательному снятию с автомобиля для его детального осмотра и принятия решения о методах ремонта. Ремонт производят или методом напыления, или аргонно-дуговой сваркой. После выполнения ремонта, обязательным условием является проверка радиатора на герметичность под давлением 20 атмосфер.

Также я советую обратить особое внимание на причину нарушения герметичности радиатора. Если герметичность нарушилась вследствие коррозии металла, из которого выполнен радиатор, то ремонт данного радиатора может быть нецелесообразным. Так как, например, сварка даст только кратковременный эффект. Радиаторы, подверженные коррозии, подлежат замене. Это в дальнейшем сэкономит время и средства.

Стоимость оригинального радиатора для некоторых моделей автомобилей может быть достаточно высокой, что, как следствие, приведет и к высокой стоимости ремонта. Как вариант, можно рассмотреть приобретение неоригинального радиатора хорошего европейского производителя. Также возможна установка универсального агрегата, что может потребовать незначительной доработки патрубков (трубок).

Ремонт трубок и шлангов

Своевременная диагностика и ремонт трубок, а также соединительных шлангов, подверженных высокому давлению со стороны хладагента, являются залогом длительной и надёжной работы системы кондиционирования.

Шланги и места соединений их в системе трубопровода кондиционера подвержены вибрациям со стороны двигателя, вследствие ухабов и ям на дорогах. Также, в некоторых конструкциях автомобилей шланги, идущие к компрессору, находятся в непосредственной близости от выпускного коллектора, что может привести к их высыханию, растрескиванию и выгоранию из-за действия высоких температур.

Также одним из факторов, влияющих на герметичность, является старение резиновых уплотнительных колец и прокладок. Алюминиевые трубопроводы могут быть подвержены как внутренней, так и внешней коррозии. С помощью визуального осмотра можно определить места утечек и произвести замену или ремонт необходимых элементов: уплотнительных колец, трубок, шлангов.

Своевременный осмотр и уход за автокондиционером подарит вам комфорт и хорошее настроение, сохранит здоровье и сэкономит деньги.

Видео «Ремонт автокондиционера своими руками»

Обучающий видеокурс по диагностике и ремонту трубопроводов автомобильных автокондиционеров.

Антибиотиком по заразе, водой по радиатору: как самостоятельно обслужить кондиционер?

Кондиционер (или даже климат-контроль) уже давно стал практически обязательным элементом автомобиля. И чисто теоретически у нас уже так же давно должна появиться привычка его обслуживать. Но этого пока не случилось. Как-то холодит – и ладно. А ведь неправильно. Кондиционер, как и любая другая система автомобиля, требует внимания. В противном случае эта коварная штука может отомстить и самому автовладельцу, и его автомобилю. Первый будет чихать, кашлять и страдать от жары, а второй – просто перегреваться. И не знаю, что в наше время страшнее: кашлять или перегреваться. Наверное, и то и другое опасно. Посмотрим, как этого можно избежать.

Очень коротко о работе кондиционера

Мы не будем рассказывать подробно о физике работы кондиционера, а ограничимся кратким рассказом об основных компонентах системы. Задача: понять, что и где может пойти не так. Для этого лезть в глубокие научные дебри не стоит. Итак, что есть в кондиционере?

Начнём с компрессора. Обычно он бывает двух типов – аксиально-поршневой или роторно-лопастной, но если мы решили рассматривать систему поверхностно, то разбираться в этих терминах не будем. Главное, компрессор нужен для того, чтобы сжать фреон и отправить его в конденсор (он же конденсатор, он же – радиатор кондиционера). Тут фреон из газообразной фазы переходит в жидкую. При сжатии компрессором газ нагревается, и задача конденсатора – охладить его настолько, чтобы он перешёл в жидкое состояние.

Из конденсатора фреон идёт в осушитель на фильтрацию, затем через расширительный клапан (уже в газообразном состоянии) – в испаритель. В нём тёплый воздух охлаждается холодным фреоном, остывает и через дефлекторы возвращается в салон. Ну а фреон возвращается в компрессор, чтобы повторить свой нелёгкий цикл. Схема немного утрирована (мы пропустили кучу электрики и не стали ничего говорить о переходных процессах в конденсоре и расширительном клапане), но она позволяет в общих чертах представить работу системы кондиционирования. Разумеется, при наличии климат-контроля процесс проходит практически так же, так что всё, о чём будем говорить ниже, применимо и для машин с простым кондиционером, и с «климатом».

Итак, что тут может потребовать вмешательства и что можно сделать самостоятельно?

Компрессор и конденсор

Компрессор – самый сложный компонент системы. И он иногда ломается. К сожалению, ремонт или замена компрессора – работа сложная, самому там что-то сделать непросто. Правда, сейчас даже есть наборы для самостоятельной заправки кондиционера, но сути дела это не меняет. Будем считать, что мы ленивые и криворукие, поэтому оставим все проблемы с компрессором автосервису.

А вот с конденсором чуть интереснее. Я уже говорил, что это – тот же самый радиатор, который обычно стоит первым по ходу движения автомобиля (иногда перед ним может стоять маленький радиатор АКП, если машина с «автоматом»). С одной стороны, это хорошо: конденсор прикрывает собой радиатор системы охлаждения от летящих в него камешков, воробьёв и тополиного пуха (список можно продолжить).

Но однажды обязательно настаёт время, когда конденсор не спасает систему охлаждения, а очень сильно начинает осложнять ей жизнь. Этот момент наступает тогда, когда он наглухо забивается тем же самым тополиным пухом, пылью, грязью и воробьями. Радиаторы стоят одним пакетом – близко друг к другу. Настолько близко, что пакет радиаторов часто называют «бутербродом». И когда конденсор обрастает грязью до состояния монолитного кирпича, температура радиатора системы охлаждения тоже заметно растёт.

И чёрт бы с ним, с кондиционером, но при его включении начинает перегреваться мотор. Особенно это заметно в пробках. В движении радиатор хотя бы как-то способен обдуваться встречным потоком воздуха, а в пробках ему приходится очень тяжело. Кстати, если есть радиатор АКП, то и там температура тоже будет расти, а это для коробки очень вредно. При этом вентиляторы будут молотить во всю свою мощь, но толку от них будет мало. В итоге мотор перегревается, коробка перегревается, вентиляторы ревут, машина медленно погибает. Что делать? Мыть конденсор.

Да, это не так уж и просто, но почти возможно. Говорю «почти», потому что лучше это всё-таки делать с разборкой пакета радиаторов и мыть их все, а не только конденсор. Самому мыть сложнее, но если ситуация не слишком запущенная, есть смысл немного помучиться.

Важно соблюдать несколько правил. Первое – не пытаться пробить загаженный радиатор мойкой высокого давления, направляя на бедолагу струю воды. Может, что-то отмыть и получится, но, скорее всего, конденсор после этого можно будет выкинуть – соты у него мягкие и повредить их несложно.

Второе – мыть надо с обеих сторон. И если снаружи это сделать не так уж и сложно, то подобраться к внутренней стороне практически невозможно. Люди придумывают разные способы, делая какие-то «лейки» из просверленных трубок, которые можно засунуть в зазор между радиатором мотора и конденсором. При наличии большого количества свободного времени и фантастического упорства, граничащего с религиозным фанатизмом, можно добиться неплохого результата. Но обычный человек справится лишь с незначительными загрязнениями.

Отсюда вывод: мыть радиаторы лучше превентивно, а не после того, как стрелка температуры начинает упираться в ограничитель на каждом светофоре. Желательно делать это хотя бы раз в два года. В этом случае обычно можно обойтись без разборки пакета радиаторов. Будет и дешевле, и полезнее для автомобиля.

Иногда советуют продуть конденсор сжатым воздухом. Что же, сделать можно. Но от грязи воздух не поможет. Максимум получится сдуть пыль, так что лучше всё-таки мыть. Главное – аккуратно. И уж точно не стоит тереть конденсор металлической щёткой.

Больше ничего хорошего с конденсором сделать нельзя. Посмотрим, где можно поковыряться ещё.

Испаритель

Испаритель – тот самый предмет, который требует внимания ещё больше, чем конденсор. Если последний губит автомобиль, то испаритель – его владельца. Механизм понятен. Об этом рассказывали сотни раз, но на всякий случай напомню: именно в нём размножаются всякие микробы, грибы, бактерии и что-то там ещё вредное, в названии чего я не разбираюсь.

Механизм простой: испаритель холодный, поэтому на нём конденсируется влага из тёплого воздуха. Это – та самая вода, которая вытекает на асфальт из-под машины в жару. Вытекает она не полностью, и вся эта микродрянь в виде бактерий (или кого-то там ещё) начинает размножаться в удивительно комфортных для себя условиях. Мы это чувствуем по запаху гнили или влаги в первые секунды после включения кондиционера. Однако запах – это не самое неприятное. Хуже, что микроорганизмы способны стать разносчиками заразы. Водитель, надышавшись таким воздухом, способен подхватить какую-нибудь заразу, которую придётся лечить антибиотиками. В наше время, когда любой чих расценивается как теракт, таких ситуаций лучше избегать. Для этого испаритель нужно прочистить.

Читайте также  5 лучших производителей кухонных вытяжек

Собственно говоря, именно чистку испарителя и имеют в виду в сервисах, когда предлагают почистить кондиционер. Там, конечно, используют дорогое профессиональное оборудование, но всё можно сделать проще и дешевле.

В магазинах есть два типа средства для чистки испарителя: аэрозоль и пена. Второй способ предназначен для ленивых, первый – для супер ленивых. Вот с него и начнём.

Задача аэрозоли – обеззаразить воздуховоды и испаритель. Для этого ей надо туда попасть. Как правильно пользоваться конкретным продуктом, нужно читать в инструкции. Общая схема использования элементарная: распылить внутри салона, закрыть все окна, включить салонную циркуляцию (то есть исключить приток уличного воздуха), включить кондиционер на всю мощность минут на 10. Потом проветрить машину и радоваться жизни. Иногда советуют брызгать аэрозолью в воздухозаборники, которые обычно расположены где-то около лобового стекла. Не знаю, насколько это эффективно. Честно говоря, мне аэрозоль не помогла. Я пытался ей почистить кондиционер восьмилетней машины, но он как вонял могилой Дракулы, так и продолжал вонять после обработки. Меня выручила дымовая шашка, работающая по такому же принципу. Ставить её лучше поближе к салонному фильтру. Точнее, к месту его установки, потому что фильтр лучше снять, а после обработки поставить новый.

Некоторые производители аэрозоли утверждают, что фильтр снимать не надо. Мол, их продукт настолько крут, что свободно проходит через фильтр, убивая все микробы и в нём самом, и во всей системе. Может, так оно и есть, но лучше фильтр всё-таки снять, тем более что обычно это сделать не так уж и трудно.

Второй тип средств – это пена. С ней работать чуть-чуть сложнее, зато она не только обеззараживает, но и отмывает все воздушные магистрали. Её нужно запустить в дренажное отверстие испарителя или в воздуховод за воздушным фильтром. Так что придётся немного напрячься: либо снять фильтр, либо ползать под машиной в поисках дренажа.

Пользоваться пеной нужно аккуратно. В системе она должна полностью осесть и вместе с грязью вытечь через дренаж наружу. Если слишком поторопиться, пена может вылететь из дефлекторов в салон. И вместо чистоты испарителя будет свинарник в салоне. Чтобы нечаянно не испортить всё предприятие, нужно очень внимательно читать инструкцию по применению. Универсальных советов тут нет – только следование инструкции.

Больше в кондиционере чистить нечего. Но кое-что интересное сказать ещё необходимо.

Несколько советов

Понятно, что самостоятельная чистка затевается исключительно ради экономии. Если бы не тяга зажать лишние 1000-1500 рублей, лучше было бы поехать на чистку к профессионалам. Всё-таки хорошая контора сделает всё намного эффективнее, а в случае самостоятельной очистки мы даже не можем гарантировать эффективность пены, аэрозоли или другого выбранного средства. Их много, а что там внутри – сказать никто не может. И цены на них тоже бывают разными.

Мне, например, шашка обошлась в 500 рублей. И она помогла, а аэрозоль за 300 – нет. Итого, уже получилось 800. Вроде, не так уж и много, но можно сделать ещё дешевле. Для этого придётся не только самостоятельно обрабатывать систему, но и делать средство для обеззараживания. В Интернете можно найти десятки рецептов, в основе которых лежат лизол или хлоргексидин, которые можно купить в аптеке. Пользоваться ими надо аккуратно (особенно лизолом), но результат, судя по отзывам, получается неплохим. По крайней мере знаете, что брызжете чем-то полезным, а не непонятной аэрозолью с авторынка.

Если очистка с первой попытки не принесла результатов, отчаиваться не стоит. Если испаритель загажен основательно, одной процедуры может не хватить, и тогда через день-два есть смысл её повторить. И результата добиться тут можно.

И, наконец, последнее. Чтобы не давать в испарителе разводиться всяким микроорганизмам, достаточно не создавать им для этого благоприятных условий. То есть не давать конденсироваться влаге. Для этого достаточно выключить кондиционер или климат-контроль за несколько минут до того, как заглушите мотор около дома. Тёплый воздух довольно быстро высушит испаритель, и бактериям размножаться будет намного сложнее. Само собой, со временем они там всё равно устроят свою колонию, но произойдёт это позже. Вполне вероятно, что машина к тому времени будет уже у нового владельца, и воевать с ними будет уже он.

Само собой, на чистоту конденсора заблаговременное выключение никак не влияет. И радиаторы мыть придётся в любом случае. И лучше это делать всё-таки в сервисе с разборкой пакетов радиаторов. Иначе можно расстаться не только с кондиционером, но и с мотором, и с АКП из-за их хронического перегрева. А это уже совсем другие деньги.

Как отремонтировать трубку кондиционера автомобиля своими руками

В качестве хладагента в автомобильной системе кондиционирования используется фреон, которые обладает высокой текучестью и способен проникать через малейшие повреждения. Потеря даже небольшой его доли от общего количества резко снижает эффективность охлаждения воздуха в салоне.

Ремонт трубки кондера

Если дефект заключается в появлении трещины или небольшого отверстия в магистральной трубке, то газ уходит полностью, причём вместе со смазывающим маслом.

Почему трубки кондиционера начинают выходить из строя

Современные трубки изготовлены из тонкостенного алюминия и запасом прочности не обладают.

Причин образования утечек может быть несколько:

  • внешняя и внутренняя коррозия, алюминий и сплавы на его основе постоянно защищены слоем окисла, но при его нарушении химическим или механическим путём металл быстро вступает в реакции со многими веществами и разрушается;
  • вибрационные нагрузки, некоторые лёгкие сплавы обладают хрупкостью при старении и легко покрываются сеткой микротрещин;
  • механические повреждения при ДТП, неаккуратных ремонтных вмешательствах или неправильной прокладке без защиты от внешнего воздействия;
  • трубки быстро протираются при разрушении их крепления и касании окружающих деталей.

Обычно повреждения плохо различаются визуально, искать их приходится по косвенным признакам или методами диагностики утечек.

Как определить повреждение трубок

Иногда при осмотре магистралей можно заметить следы потёков масла, которое входит в состав фреона при заправке. Но и оно имеет свойство испаряться со временем или маскироваться внешней грязью.

Для точного определения места повреждения подкапотное пространство отмывается, после чего система опрессовывается с применением специального красителя, который хорошо виден в свете ультрафиолетового фонаря.

Его же можно добавлять в состав хладагента для определения следов медленной утечки в процессе эксплуатации.

Способы ремонта

Лучшим и наиболее радикальным методом ремонта будет замена пострадавшей трубки на новую оригинальную деталь. Это не очень дёшево, но надёжно, такая запчасть имеет ресурс, сравнимый с конвейерной комплектацией, и с большой вероятностью хлопот не доставит до конца срока службы автомобиля.

При покупке детали нужно сразу по каталожным номерам подобрать уплотнительные кольца из металла с нанесённым слоем резины, они одноразовые.

Но не всегда удаётся быстро добыть нужную запчасть. Особенно на старые, редкие автомобили. Ждать окончания сроков доставки в сезон тоже мало кто пожелает. Поэтому могут быть применены разной степени надёжности ремонтные технологии.

Аргонно-дуговая сварка

Варить алюминий и его сплавы непросто, именно по причине быстрого образования на его поверхности той самой окисной плёнки. Металл мгновенно реагирует с кислородом, который всегда присутствует в окружающей атмосфере. Особенно при высокой температуре, которой требуют процессы пайки или сварки.

Сварка алюминия производится специализированными аппаратами в среде аргона. Доступ кислорода к шву при этом исключается непрерывным потоком инертного газа, а заполнение дефектов обеспечивается подачей присадочного материала, поставляемого в виде прутков различного химического состава.

Работа с аргоновыми аппаратами вряд ли возможна самостоятельно, оборудование стоит очень дорого, а сам процесс требует большого опыта и квалификации.

Гораздо проще снять повреждённую трубку и воспользоваться услугами профессионального сварщика. Если повреждение одиночное, а в целом трубка сохранилась хорошо, то отремонтированная таким способом деталь будет служить не хуже новой.

Ремонтные составы

Для быстрого ремонта можно использовать эпоксидные составы типа «холодная сварка» и армирующие бандажи. Надёжностью такой способ не отличается и долго не прослужит, это можно считать лишь временной мерой. Но иногда удаётся получить достаточно прочное и герметичное соединение.

В любом случае трубку придётся снимать и тщательно очищать от следов грязи, жира и окислов. Для придания прочности заплате используется армирование тканевыми материалами, например, на основе стекловолокна.

Образуется стеклопластиковый бандаж, герметичность которого определяется качеством очистки и адгезии компаунда к металлической поверхности. Для лучшего контакта отверстие или трещину разделывают механическим способом.

Готовые комплекты

Иногда целесообразней заменить металлическую трубку на резиновый шланг с наконечниками, или изготовить её самостоятельно. Существуют наборы комплектующих для подобных работ. В их состав входят трубки, фитинги, инструмент для обжима.

Если используются гибкие шланги, то материал должен быть специальным, это армированные резиновые шланги со стойкостью к фреону, маслу, высоким и низким температурам, а также способные выдержать с запасом имеющееся в магистрали давление.

Популярные составы для ремонта трубки кондиционера

Можно выделить несколько составов, в зависимости от технологии ремонта.

Ремонт пайкой

Используется газовая горелка на пропановом баллоне и припой для алюминия компании Castolin. Внутри присадочного прутка уже имеется флюс, поэтому работа сводится к подготовке поверхности, механической обработке и разогреву трубки горелкой.

По мере плавления припоя, материал затекает в дефекты поверхности, образуя прочную металлическую заплату, надёжно внедрённую в стенку трубки. Потребуется некоторый опыт пайки алюминия, но в целом это значительно проще, чем сварка, и не требует дорогого оборудования.

Poxipol

Популярный эпоксидный состав южноамериканского происхождения, работающий, в том числе, и по алюминию. Такой ремонт не может быть абсолютно надёжен, но при аккуратном применении известны случаи удачного ремонта трубок, которого хватало на сезон. Затраты небольшие, вполне можно попробовать.

Шланги GoodYear

Имеются наборы из фитингов, шлангов и расходников для самостоятельного изготовления гибкого заменителя алюминиевых трубок. Шланги фреоноустойчивые, армированные, держат нужное давление.

Потребуется специальный инструмент – кримпер, для обжима наконечников. Можно подобрать нужный типоразмер для разных исполнений штатных трубок, а также уплотнительные кольца из обрезиненного металла разного диаметра.

Инструкция по самостоятельному применению

Для быстрого ремонта допускается использование технологии наложения стеклопластикового бандажа на эпоксидном клее.

Можно использовать популярный Poxipol.

  • поверхность в зоне дефекта тщательно обезжиривается, зачищается шкуркой, металл слегка разделывается кончиком скальпеля;
  • смешанный в соответствии с инструкцией двухкомпонентный состав наносится на место ремонта и на бинт из тонкой стеклоткани;
  • ткань оборачивается вокруг трубки и промазывается сверху;
  • бандаж плотно удерживается около десяти минут до полимеризации клея.

Работать надо в перчатках, эпоксидные компоненты ядовиты и вызывают стойкое раздражение кожи. Компаунд быстро затвердевает, особенно при высокой внешней температуре.

При возникновении неисправности в пути, необходимо немедленно отключить кондиционер, если раньше это не сделает автоматика по сигналу датчика давления. Иначе работа компрессора без смазки вызовет необратимые повреждения и узел придётся менять в сборе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: