Что делать если заземление бьет током?

Что делать, если в ванной бьет током?

Если от крана «щипает» только один раз, а при повторном касании уже ничего не происходит, то вы скорее всего имеете дело со статикой. А вот когда бьетпостоянно, то это «переменка» и действовать нужно незамедлительно

Очень часто владельцы частных домов и квартир обращаются к профессиональным электрикам за помощью, когда смеситель либо стены бьются током. Конечно, пальцы пощипывает не очень сильно, но все же это опасно для жизни человека, т.к. любой последующий удар может быть гораздо сильнее. Далее мы расскажем, почему в ванной бьет током и что делать для решения такой опасной неисправности.

Перечень возможных причин

Итак, для начала поговорим о том, из-за чего струя воды с крана или же сама ванна щиплет пальцы. Проблемы могут быть как из-за неисправности Вашей проводки, так и по вине соседей. В первом случае основными причинами ударов током считаются:

  1. Стиральная машинка либо водонагреватель не заземлены и при выходе из строя бьются током. Если до сих пор Вы не сделали заземление в частном доме, то как можно быстрее решите этот момент. Желто-зеленый провод, именуемый также «землей» защитит Вас при утечках электричества, тем самым кран либо трубы не будут щипаться. О том, как заземлить проводку в квартире мы также рассказывали.
  1. Повреждение изоляции в проводке. Очень часто причиной неисправности является перебитый провод в стене, который, собственно, и создает утечки электрического тока на металлический кран, ванну и влажные стены. Найти обрыв провода в стене можно с помощью специального прибора для поиска скрытой электропроводки. Если у Вас нет навыков в использовании таких приборов, можете ознакомиться с нашей инструкцией либо вызвать профессионала, чтобы он нашел проблемный участок.

  1. Если струя воды из крана бьет током, то вероятнее всего произошел выход из строя ТЭНа водонагревателя. Проверить этот момент можно с помощью мультиметра, опять-таки, если знать, как им пользоваться. Если Вы живете в квартире, то, возможно, водонагреватель сломался у соседей, в результате чего вода из смесителя щиплет пальцы.
  1. Также, в случае с квартирой, довольно часто весьма необразованные соседи делают заземление в ванной, подключая провод PE к стояку. Как результат — при утечках у них в квартире током бьет Вас. Сюда же можно отнести еще один неблагополучный случай. Некоторые соседи пытаются сэкономить на электроэнергии, подключив нулевой провод к водопроводным трубам, что позволяет отматывать электросчетчик. Как Вы понимаете, при таком подключении электричество будет проходить по трубам и к Вашей ванной, в результате чего, кран и влажные стены будут немного бить током.

Как исправить ситуацию?

Если Вы живете в частном доме, обязательно сделайте заземление проводки и соответственно, если оно есть, проверьте целостность контура, замерив его сопротивление. Также убедитесь в том, что водонагреватель либо стиральная машина исправны. Сначала отключите их от сети и если удары током прекратятся, переходите к поиску неисправности. Поиск пробоя в проводке определить достаточно сложно, не имея определенных навыков, однако, если есть желание, попробуйте сделать ревизию всех розеток, выключателей, а также проверить проводку в стене специальным тестером. Кстати, сами розетки в ванной должны иметь степень защиты IP 44 и выше. Выключатели лучше располагать снаружи из соображений электробезопасности.

Также нужно обязательно защитить электроприборы устройством защитного отключения, которое моментально будет отключать электроэнергию на обслуживаемом участке, если обнаружит утечки тока. Для ванной комнаты рекомендуется выбрать УЗО с характеристикой срабатывания 10 мА.

Еще один важный момент — наличие общедомовой и индивидуальной системы уравнивания потенциалов, которая объединяет в себя все трубы в комнате, раковину и саму ванну с шиной заземления. Убедитесь что у Вас в квартире присутствует такая система, и что не менее важно — проверьте ее работоспособность.

Ну и, если Вы убедились, что стиральная машинка с бойлером целые, а проводка исправна, но при этом в ванной пробивает током, смело идите к соседям и выясняйте, какие проблемы могу быть у них в квартире. Если Вы уверены, что они отматывают счетчик таким образом либо просто сделали небезопасное заземление, в результате чего Вас бьет током, обращайтесь с заявлением в Вашу обслуживающую организацию, которая придет с проверкой и выяснит, в чем дело.

Все действия описанные в данной статье, можно выполнить и самому, но, как мы уже говорили, будет лучше, если их произведут квалифицированные электрики, которые знают все правила проведения монтажных работ, а также технику безопасности

Почему электрическая плита бьет током и как это можно исправить

Случается, через некоторое время после установки электроплиты, она начинает «кусать» своего хозяина, то есть корпус ее почему-то начинает биться током. Это могут быть совсем несильные удары, но приятного, конечно, мало, особенно если вы прикасаетесь к плите мокрыми руками.

Данную проблему необходимо устранять сразу, как только появились первые симптомы, иначе дело может дойти до серьезных и опасных для жизни травм. Назвать какую-то одну причину здесь нельзя, поэтому следует провести диагностику и правильно выявить корень неисправности, чтобы затем ее устранить.

Если вы более-менее разбираетесь в устройстве электрической плиты и имеете элементарные навыки обращения с мультиметром и индикаторной отверткой, то в принципе простая диагностика будет вам по силам. Однако важно помнить, что любые ремонтные действия с электрическими приборами сулят опасность, если у человека отсутствуют опыт и квалификация.

Лучше вызвать мастера по обслуживанию плит с группой по технике безопасности не ниже третьей, уж он то точно знает слабые места электроплит, имеет соответствующий опыт, и наверняка легко определит что и где не так, чтобы быстро это исправить!

Почему электрическая плита бьет током и как это можно исправить

Если же вы решили взяться за дело самостоятельно, то помните, что необходимо максимально соблюдать технику безопасности, внутренний осмотр плиты производится только в выключенном состоянии. Если плита будет включена, то с мокрыми руками, босиком или в сырой одежде к плите прикасаться не стоит.

Поэтому, сначала отключите плиту от сети и осмотрите изоляцию тех проводов, что находятся на виду, может быть все станет ясно сразу, и разбирать плиту не придется. Если же при внешнем осмотре ничего необычного не выявилось, придется разобрать плиту и последовательно отключая ее узлы, прозвонить мультиметром в режиме омметра сопротивление между электродами вилки, чтобы замкнутых цепей не осталось.

Проверяем заземление

Еще на этапе проектирования электрической плиты все делается так, чтобы предотвратить любые возможные утечки тока от ее узлов на корпус. Для этого служит заземление. Однако прореха все равно может появиться из-за того, что хотя внутри плиты все исправно, снаружи заземление может отсутствовать вовсе.

Суть в том, что любая нормальная современная розетка имеет три контакта: «фаза», «ноль» и «земля». Но что если контакт «земля» есть, а фактически заземление к нему не подключено, или было подключено раньше, но потом по какой-то причине исчезло?

Заземление могло перестать выполнять свою функцию по разным причинам: окисление клемм провода заземления, фактор перегрева, чрезмерное воздействие ультрафиолета, разрушительное влияние влаги и т.д. Так или иначе, необходимо проверить целостность контура заземления и выяснить, заземлено ли питание?

Сначала при помощи мультиметра в режиме вольтметра, либо при помощи индикаторной отвертки, найдите фазный и нулевой выводы розетки. Затем измерьте сопротивление между нулем розетки и клеммой заземления. Сопротивление не должно быть существенным.

Также фаза может появиться на корпусе плиты даже если заземление в розетке исправно, но клемма вилки не контактирует с клеммой заземления розетки. Проверьте это. Наконец, необходимо будет прозвонить корпус плиты и клемму заземления на вилке — сопротивление должно быть практически нулевым. Если проблема выявится на данном этапе, электрик сможет ее решить.

Проверяем целостность изоляции

Нарушение в изоляции также может стать причиной появления фазы на корпусе плиты. Изоляция может быть нарушена как в местах контактов, так и на соединительных проводах. Целостность контактов проверяют мультиметром при выключенной плите, а для локализации утечки фазы на корпус и на узлы плиты подойдет индикаторная отвертка. Помните, что ко включенной плите, в процессе работы индикаторной отверткой, голыми руками прикасаться нельзя!

Выявив место утечки фазы, далее можно будет легко найти ту часть плиты, внутри которой пробивается фаза, значит данная часть нуждается в ремонте либо замене.

Целы ли ТЭНы

Неисправные (пробитые) ТЭНы тоже могут стать причиной появления напряжения на корпусе плиты. Чаще всего начинает грешить духовка. ТЭН может нагреваться и работать почти как обычно, но пробой будет иметь место и вызовет некоторый ток через уязвимое место. В этом случае необходимо целиком заменить пробитый ТЭН. Заменой ТЭНа может заняться мастер по ремонту электрических плит.

Не пробивает ли фильтр

Нечастая, но периодически возникающая причина появления переменного напряжения на корпусе плиты — пробой конденсатора, призванного сгладить импульсные помехи. Данный конденсатор установлен рядом с импульсным блоком питания, если таковой присутствует в плите. Ток пробивается через корпус неисправного конденсатора на корпус плиты и наводит хоть и не очень большое, но ощутимое и неприятное на ощупь, переменное напряжение. Пробивающий конденсатор необходимо заменить.

Почему машина бьет током: причины и эффективные способы устранения

С каждым годом все больше и больше возрастает энергонасыщенность автомобилей. Всевозможные электронные помощники, различные устройства, повышающие комфорт передвижения (радар-детекторы, выносные вентиляторы, видеорегистраторы) все глубже проникают в жизнь обычного автомобилиста. В результате, происходит перегрузка автомобильной проводки с ее естественным старением. Но не только неисправность проводки ведет к тому, что авто бьет током. Попробуем в этой статьи разобрать основные причины почему машина бьет током.

По каким причинам автомобиль бьет током?

Причины по которым машина бьет током

Как известно, в бортовой сети большинства современных авто напряжение составляет порядка 12 В, что обусловлено соображениями требований безопасности. Если машина бьет током, то это приводит всего лишь к неприятным, немного болезненным ощущениям у человека, но ни к серьезным травмам или смерти. При эксплуатации автомобиль бьет током чаще всего не из-за бортовой системы, а за счет накапливания статического электричества.

Основные опасности от поражения электростатическим зарядом

Основные опасности от поражения электростатическим зарядом

Если машина бьет током при выходе, то это, в первую очередь — эффект неожиданного события. Очень трудно заранее знать, а когда это произойдет. Именно за счет неожиданности водитель может потерять равновесие, выронить тяжелые пакеты из рук, что само по себе очень и очень неприятно. Важно знать, что автомобиль бьет током при выходе не очень больно, это не очень опасно для человеческого организма.

Если машина бьет током, причину, а точнее источник накопления статического электричества стоит искать незамедлительно. Если использовать синтетические чехлы на сидениях, носить одежду из синтетики, то становится очевидно, почему при выходе из машины бьет током. Простая физика процесса, изучаемая в начальных классах средней школы с эбонитовой палочкой. При этом многие замечали, что такой эффект реже встречается в машинах, имеющих кожаную обивку сидений.

Именно синтетическая одежда при соприкосновении с обивкой, имеющей похожей состав материалов, является бьет током от автомобиля при выходе. Оба рассматриваемых элемента представляют собой диэлектрики, при соприкосновении которых происходит вполне естественное перераспределение зарядов. В итоге, образуется заряд статического электричества. В момент вставания водителя с сидения происходит разделение диэлектриков, а при дальнейшем прикосновении к металлическому корпусу машины происходит перемещение энергии с характерным хорошо слышимым щелчком.

Что делать, если машина бьет током?

Мы разобрали почему бьет током от автомобиля, а теперь рассмотрим основные средства борьбы с этим хоть и не опасным, но очень нежелательным явлением. Правильно определить место скопления статики — большая половина дела. Дальше существует несколько основных способов решения данной проблемы с минимальными затратами сил, средств и времени.

Инструкция: что делать, если бьет током корпус машины?

Что делать, если бьет током корпус машины?

При движении автомобиля происходит трения металла о потоки набегающего воздуха. Кроме того, такой же эффект отмечается, когда при положительных температурах воздуха кузов машины в режиме покоя тоже может накапливаться статическое электричество во время сильного сухого ветра. Мощность заряда в таких случаях может достигать достаточно больших величин. При прикосновении человека к кузову такой машины происходит разряд статики в землю.

Если корпус машины бьет током, то главное средство борьбы — качественное заземление металлических частей с землей.

Для этих целей в продаже имеются специальные резиновые полоски с металлическим стержнем внутри, которые следует присоединить к кузову. Основное место присоединения — задняя часть машины (элементы подвески, усилитель заднего бампера). Для уменьшения сопротивления следует хорошенько зачистить место контакта ленты с металлическим элементом. Дополнительно при выходе можно посоветовать не прикасаться к металлическим частям, используя только пластиковые ручки дверей. При соблюдении данных требований можно совсем забыть про удары током.

Инструкция: что делать, если бьет током внутри машины?

Что делать, если бьет током внутри машины?

Если в салоне машины бьет током, то для избавления от этого неприятного момента можно воспользоваться специальными составами для обработки обивки сидений, карт дверей, багажника. Современная химия абсолютно безопасна для людей, выпускается в удобных баллонах, легко наносится и не оставляет следов на обивке любимого авто. Для покупки таких составов следует обратиться в ближайший магазин, торгующий различными безделушками, где продавцы быстро подберут наиболее подходящий состав. Срок действия таких составов напрямую зависит от длительности поездок и интенсивности использования транспортного средства. Как правило, избавиться от накопления статического электричества получиться на пару месяцев, поэтому обзавестись лишним баллоном будет вполне оправданно.

Бояться этого эффекта не стоит, надо просто грамотно подойти к поиску источника и точно выполнить все советы, описанные выше. Помните, что статическое электричество не травмирует, но может неожиданно привести к неприятным моментам. Затягивать с решением не стоит, ведь ушиб ноги от роняемого пакета с продуктами или подвернутая нога — это распространенные последствия разряда накопленного статического электричества.

Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через шины, антистатические брелоки и резиновые «хвосты»!

Заземление через шины

П роявления статического электричества знакомы каждому по заурядным бытовым вещам – электризации синтетического свитера, волос о пластиковую расческу и так далее. В результате на предмете и человеческом теле накапливаются заряды разных потенциалов, и происходит разряд, порой с проскакиванием искр устрашающих размеров. Автомобиль легко накапливает статический электрический заряд – как правило, в сухую ветреную жаркую или морозную погоду. При влажности воздуха более 85 % статическое электричество практически не возникает.

Если же условия благоприятны, на кузове машины может накапливаться заряд в десятки и тысячи киловольт. Это устрашающее напряжение не опасно по причине ничтожного тока, однако порождает два неприятных момента в повседневной жизни – болезненные колющие удары при прикосновении к автомобилю, а также усиленное притягивание пыли, особенно раздражающее на свежепомытом авто, которое быстро приобретает неопрятный вид. Кстати, опасности воспламенения от статики бензина при заправке бака, вопреки распространенному заблуждению, нет – все оборудование заправок заземлено в соответствии с самыми жесткими стандартами и разряда с кузовов автомобилей клиентов не боится!

При этом проблему статики на автомобиле нельзя назвать массовой, и многие не сталкиваются с ней практически никогда. Дело в том, что, как ни странно, шины, которые мы считаем изолятором, содержат в себе достаточное количество сажи (суть – токопроводящего углерода), который позволяет статическому заряду благополучно стекать в землю в большинстве случаев. Хотя при усиленном накоплении статики, когда машина стоит на сильном ветру, несущем большое количество пыли или сухого снега, заземления через колеса уже оказывается недостаточно… Да и в состав современных шин с пониженным сопротивлением качению включают все больше диоксида кремния, замещающего традиционную токопроводящую сажу. Многие, наверное, замечали, как после перехода со штатной бюджетной российской резины на приличную «буржуйскую» машина начинала больше пылиться и чаще стрелять статикой…

Впрочем, некоторых «везунчиков» шарашит током за рулем регулярно и постоянно, всегда и везде… Просто в их конкретных случаях неудачно совпадает ряд факторов – нюансы климата и розы ветров в местах постоянного пребывания, определенное сочетание синтетики в материале сидений, чехлов и повседневной одежды, особенности покрышек, тип окраски кузова автомобиля и тому подобное, что в комплексе дает постоянное накопление заряда на машине.

«Электрический хвост»

В советское время едва ли не самым массовым элементом незамысловатого внешнего «стайлинга» была полиуретановая или резиновая полоска-«токосъемник», предназначенная для стекания заряда с кузова на землю – подобным аксессуаром щеголяла каждая вторая машина, и эффект разряда был превосходным, если, конечно, автовладелец не совершал ошибок при установке. Дело в том, что «хвостик» сам по себе ток не проводил – в ленту банально вплавлялась металлическая проволочка, выходившая наружу в виде контактного лепестка с отверстием под болт. И свой эффект лента оказывала, лишь будучи закрепленной на зачищенную от краски и грязи металлическую кузовную деталь – а вот прикручивание к пластиковому бамперу «девятки» или «восьмерки» толку, разумеется, не давало. Еще одна популярная ошибка олдскульной эпохи – покупка ленточки, сделанной мошенниками-кооператорами, которые вырезали ее из листовой резины без токопроводящей жилы внутри. Такой «токосъемник» давал лишь плюсы к понтам – украшенный цветными катафотами и заграничной надписью «antistatic» (часто с ошибкой, с K на конце!), он вешался в большинстве случаев ради сомнительной красоты, и те, кто не имел изначально проблем со статикой, даже не знали, что «хвост» своей основной задачи не выполняет…

Как ни странно, подобные аксессуары и по сей день не исчезли с прилавков, выпускаются и продаются. Поскольку нет больше желающих сверлить для крепления антистатика отверстие в металлическом бампере или в «юбке» кузова, как это делалось во времена повсеместного жигулизма, «хвосты» эволюционировали и оснащаются теперь хомутами для крепления на кончик выхлопной трубы, гарантированно имеющей качественный контакт с «массой». Свою задачу по избавлению машины от агрессии к водителю и притягивания пыли эти устройства выполняют, хотя вид современного автомобиля, надо сказать, уродуют весьма существенно…

002

«Делай раз, делай два…»

Если не хочется присобачивать нелепый резиновый хвост на новенький современный автомобиль, можно применять особую «антистатическую» тактику выхода из машины. Открыв дверь, нужно сперва взяться рукой за металлический кант двери (не за пластиковую ручку!), а потом уже ставить ногу на землю. Это уравнивает электрические потенциалы кузова и человека, и болезненного укола не будет.

Но у такой методики тоже есть недостатки. Во-первых, безупречно она работает только тогда, когда вы касаетесь именно голого металла, а не окрашенного. А в современном автомобиле его нащупать не так уж просто! Все окрашено, защищено пластиком, и даже замочная скважина под рулем уже не всегда спасает – все чаще ее заменяет бесключевая стартерная кнопка… А во-вторых, такая схема полезна при покидании салона, но статика часто бьет при и посадке в машину!

Плюс, скажем, честно, освоение и постоянное удержание в голове этого алгоритма, дабы не забывать регулярно проделывать его на практике, выглядит каким-то техническим извращением. В повседневной эксплуатации автомобиля и так хватает разных условностей, и добавлять к ним еще и особый ритуал покидания салона – это уже явный перебор…

«У ней внутре неонка» (с)

Если не «хвост» и не «акробатика», то что? Сегодня китайские ремесленники предлагают достаточно большой ассортимент так называемых «антистатических брелоков». Сей странноватый гаджет чаще всего представляет собой небольшой цилиндрик длиной с палец и диаметром с карандаш, хотя иногда бывает похож и на флэшку. У него два контакта с противоположных концов – за один его нужно держать пальцами, а вторым коснуться двери, рукоятки, а в идеале — металла замочной скважины. Разряд, предназначенный вам, погасится начинкой брелока и дойдет до тела неощутимым.

003

Как ни странно, эта полнейшая на вид ерунда работоспособна. «У ней внутре неонка» — все дословно по Стругацким! В корпусе «антистатического брелока» находится та же начинка, что и в отвертке электрика – фазоуказателе! Иначе говоря, последовательно соединенные лампочка-неонка и высокоомный резистор.

004

Поэтому приобретать «спецбрелок» вовсе не обязательно – если у вас есть отвертка-фазоуказатель, можете смело использовать ее. Скажем больше – даже лампочка-неонка там не особенно-то нужна. Достаточно любого резистора с сопротивлением в несколько мегаом, стоимостью рубля полтора в самом худшем случае.

005

И снова… «хвост»!

Касаться двери автомобиля антистатическим брелоком перед тем как ее открыть – это, честно говоря, даже хуже «магического ритуала» с поочередным опусканием рук и ног, описанного выше. Еще одно-два таких регулярных действий вдобавок к брелоку – и проще уж пешком ходить… Поэтому если ваша машина по каким-то непонятным причинам все же склонна регулярно «кусаться», лучше всего решить вопрос радикально — небольшим, эффективным и совершенно незаметным со стороны «колхозом».

Вместо сомнительных резинок-«антистатиков» нам понадобится полуметровый отрезок тонкого (около 3 мм) стального тросика, но закрепим мы его не пошлым образом на виду, на заднем бампере, а под днищем, где-то в районе передних сидений. Конец троса проще всего закрепить на глушителе – это идеальное место, имеющее безупречную электрическую связь с кузовом и при этом обычно представляющее собой голый металл, не требующий повреждения краски для хорошего контакта.

006

Такой «хвост» станет безупречно выполнять функцию отвода статики с кузова и при этом не будет виден снаружи и не испортит вид автомобиля неуместным «олдскулом».

Что делать, если стиральная машина бьется током?

В этом материале мы поговорим о том, по каким причинам бьет током стиральная машина, как это предотвратить и что делать.

Что делать, если стиралка бьет током

Влияние тока можно ощутить по-разному: через небольшие пощипывания (если сила тока небольшая) или через очень болезненные ощущения. Это может происходить при контакте с водой, смесителем, корпусом или с металлическим барабаном стирального агрегата. Рассмотрим все варианты.

Ток пробивает через смеситель или через воду

В этом случае при включенной СМА невозможно пользоваться водой из-за пощипывания током от воды. Это особенно ощущается, если на руках есть раны или царапины. Ответы на вопросы, почему от стиральной машины через воду бьет током, вы найдете в таблице ниже.

Причины Пути устранения
Повреждение изоляции ТЭНа или обмотки двигателя Ремонт или замена неисправных узлов
Нарушение целостности внутренней проводки Ремонт
Утечка тока из-за попадания воды на контакты розетки Обустройство заземления или установка УЗО
Соседи используют металлическую водопроводную трубу для остановки счетчиков Обустройство заземления, сигнал в ЖЭК или в энергосбыт

Если даже при выключенной СМА вода «кусается», проблема может быть связана с неисправностью проводки в стенке. Найти повреждение можно, используя специальный диагностический прибор для прозвонки цепей и обнаружения проблемных мест, но лучше сразу обратиться с проблемой к специалистам.

Стиральная машина бьет током при дотрагивании к корпусу

В некоторых ситуациях при подключении бытового прибора в розетку корпус стиральной машины начинает «кусаться». Это особо ощущается при прикасании к прибору мокрыми руками. Из-за чего возникает подобная неприятность и как ее избежать?

Неисправность Решение
Повреждение изоляции внутренней проводки из-за повышенных вибраций СМА Ремонт
Повреждение ТЭНа или двигателя Ремонт
Большая влажность Сделайте заземление

Эксплуатировать стиральную машину при нарушении целостности изоляции нельзя

Утечка через барабан

Причины утечки и методы устранения в целом идентичны вышеописанным ситуациям.

Повреждение Решение проблемы
Повреждение внутренних контактов или изоляции Зачистка контактов, изоляция проводки и другие восстановительные мероприятия
Выход из строя трубчатого нагревателя или двигателя Ремонт
Чрезмерная влажность Заземление
Передавливание сетевого провода (например, ножкой). Если произойдет описываемое, то удары током вы будете ощущать через крышку и через барабан. Обесточьте СМА, вытащите передавленный шнур, тщательно заизолируйте его.

Как предупредить

Во всех случаях, связанных с поломкой узлов, следует немедленно отключить СМА, вызвать специалистов или самостоятельно устранить проблему.

Конечно, с электричеством не шутят и лучше сразу позвонить электрикам (если имеет место повреждение проводки или нужно сделать заземление, установить УЗО и т. п.) или в сервисный центр (для замены и ремонта поврежденных узлов СМА). Но, имея навыки в работе с электросетями и знания, некоторые операции можно выполнить и своими руками.

Прежде всего, важно использовать любую бытовую технику с заземлением. Все современные бытовые приборы рассчитаны на трехпроводную сеть, которая включается в себя заземляющий контакт. Если вы проживаете в доме с электроплитами – вам повезло, никаких дополнительных действий делать не нужно, кроме того, что при установке СМА использовать специальную розетку с заземлением.

Розетка с заземлением

Но в некоторых старых домах заземление не предусмотрено. СМА имеет сетевой фильтр, блокирующий скачки тока с частотой, отличающихся от 50 Гц. В наличии такого фильтра, но в случае двухпроводной проводки, на корпусе стиралки создается остаточное напряжение (110 Вольт). Так как СМА довольно часто устанавливаются в ванной, помещении с повышенным уровнем влажности, опасность поражения током увеличивается.

Это небезопасно с точки зрения жизни и здоровья человека и отрицательно сказывается на работе техники. Детали СМА не терпят статического заряда, машинка может выйти из строя задолго до окончания срока гарантийного обслуживания.

Как решить проблему

Существует несколько способов:

  • соединить корпус СМА с водопроводной или канализационной трубой или радиаторов отопления;
  • сделать для подключения СМА отдельную линию (провод должен идти от щитка с заземлением);
  • подключение УЗО;
  • создание собственного заземления (применимо к частным домам).

О каждом из способов расскажем подробнее:

Дедовский способ

В середине 20-го века, когда в квартирах использовались металлические трубы, огромной популярностью пользовалось заземление через подсоединения к батареям или трубам.

Заземление на водопроводные трубы или радиатор

Однако, этот способ имеет ряд весомых недостатков:

  • это незаконно,
  • статическое электричество очень быстро разрушает трубы,
  • сомнительная надежность и небезопасность.

Но метод существует, и если вас не пугают последствия, вы можете воспользоваться им.

Для этого возьмите одножильный медный провод, зачистите его с двух сторон он изоляции и подключите один конец к корпусу СМА, а второй закрепите на радиаторе отопления обычным хомутом.

Через электрощит

В отличие от описанного выше способа, заземление через электрический щиток – целиком законный и безопасный способ, отличающийся повышенной надежностью. К тому же, это поможет снизить нагрузку на проводку, так как подключение пойдет не от распределительной коробки, а напрямую от щитка.

Для этого вам нужно взять медный трехжильный провод с сечением 2,5 мм, влагостойкую розетку с заземлением и качественный подрозетник, дифавтомат, кабель-канал. После этого наметьте маршрут пролегания провода, выполните штробление. Закладывать кабель рекомендуется не прямо в выштробленную стену, а в кабель-канал. Дифавтомат обеспечит дополнительную защиту, его нужно устанавливать в щитке.

После того, как все подготовительные мероприятия выполнены и нужные материалы приобретены, приступаем к подключению.

Тянуть кабель нужно от РЩ к розетке. Нулевой и фазный провода нужно подсоединять через дифавтомат, а землю отдельно. Некоторые пользователи на этом этапе совершают ошибку, путая понятия нулевого и заземляющего провода. Нельзя соединять заземляющий провод с нулевой шиной.

Заземление через электрощит

Как выглядит старый этажный щит в системе TN-C

Вышеописанный способ идеальный, но имеет один недостаток – штробление стен. Если в вашем доме недавно был сделан ремонт или вы не собираетесь в ближайшем будущем делать капремонт, способ не подойдет. Но обезопасить себя можно, подключив устройство защитного отключения. УЗО очень чувствительно к токам утечки и при повреждении изоляции проводов или узлов стиральной машины сразу же прекращает подачу электроэнергии.

Для стиралок лучше брать УЗО с Iоткл 10-30 мА и номинальным током, превышающим номинал автомата.

Устройство защитного отключения

Схема защиты от поражения током через УЗО

Делаем заземление в частном доме

В своем доме хозяин может самостоятельно выполнить заземление по нормативам ГОСТ. Перед выполнением работ необходимо проконсультироваться со знакомым электриком.

Обустраивать заземление необходимо с выполнения земляных работ. Подготовьте участок земли возле дома, очистите его от мусора и зеленых насаждений и выкопайте яму, глубиною в полметра и диаметром 3 метра.

Для установки заземления в частном доме выкопайте канаву в виде равномерного треугольника

Заземление в частном доме

После этого нужно приобрести 3 металлических уголка, длиною по 3 метра и стальную металлическую полосу. Уголки нужно расположить в виде равностороннего треугольника, одна вершина которого обращена к дому. Для удобства предварительно сделайте разметку (расстояние между сторона – 1,2 метра). После этого забейте в землю уголки так, чтобы они выступали над землей на расстоянии 0,5 метров, обварите все уголки между собой металлической полосой. После этого от получившегося контура проройте канаву под стальной прут, который необходимо соединить с контуром. Стальной прут соединяется с проводом и идет к щитку. Сверху выкопанную яму нужно засыпать землей.

Путь протекания тока при электрическом ударе

Как мы уже узнали, электричеству для непрерывного протекания тока требуется полный замкнутый путь (цепь). Вот почему электрический удар, полученный от статического электричества, представляет собой лишь мгновенный толчок: протекание тока при нем обязательно кратковременное, пока между двумя объектами уравниваются статические заряды. Подобные самоограниченные электрические удары редко бывают опасными.

Без двух точек контакта на теле для входа и выхода тока, соответственно, нет опасности поражения электрическим током. Вот почему птицы могут спокойно отдыхать на высоковольтных линиях электропередач, не подвергаясь электрическому удару: они контактируют с цепью только в одной точке.

Рисунок 1 Отсутствие поражения птицы электрическим током при высоком напряжении Рисунок 1 – Отсутствие поражения птицы электрическим током при высоком напряжении

Чтобы ток протекал по проводнику, должно присутствовать напряжение, которое побуждает его протекать. Напряжение, как вы должны помнить, всегда является относительной величиной между двумя точками. Не существует такого понятия, как напряжение «на» или «в» одной точке цепи, поэтому, когда птица контактирует с одной точкой в вышеуказанной цепи, к ее телу не прикладывается напряжение, необходимое, чтобы заставить ток течь через него.

Да, даже если птица опирается на две лапы, обе лапы касаются одного и того же провода, что делает их электрически общими. С точки зрения электричества, обе птичьи лапы касаются одной и той же точки, поэтому между ними нет напряжения, которое могло бы стимулировать ток протекать через тело птицы.

Это может привести к мысли, что невозможно получить удар электричеством, прикоснувшись только к одному проводу. Если мы будем, как птицы, в какой-либо момент касаться только одного провода, мы будем в безопасности, верно? К сожалению, это не так. В отличие от птиц, при контакте с «живым» проводом люди обычно стоят на земле.

Часто одна сторона энергосистемы будет намеренно подключена к заземлению, и поэтому человек, касающийся одного провода, фактически устанавливает контакт между двумя точками в цепи (провод и заземление):

Рисунок 2 Установление контакта между двумя точками в цепи при касании только одного ее провода Рисунок 2 – Установление контакта между двумя точками в цепи при касании только одного ее провода

Условное обозначение заземления – это набор из трех горизонтальных полос уменьшающейся ширины, расположенный в нижнем левом углу на схеме выше, а также у ступни человека, которого ударило током. В реальной жизни заземление энергосистемы представляет собой какой-то металлический проводник, закопанный глубоко в землю для максимального контакта с землей. Этот проводник электрически подключен к соответствующей точке в цепи толстым проводом. Заземление пострадавшего осуществляется через ноги, которые касаются земли.

В этот момент у студента обычно возникает несколько вопросов:

  • Если наличие точки заземления в цепи обеспечивает легкодоступную точку контакта, чтобы получить электрический удар, зачем оно вообще в цепи? Разве схема без заземления не была бы безопаснее?
  • Человек, которого ударило током, вероятно, не ходит босиком. Если резина и ткань являются диэлектрическими материалами, то почему обувь не защищает человека, предотвращая формирование цепи?
  • Насколько хорошим проводником может быть земля? Если вы можете получить удар электрическим током, проходящим через землю, почему бы не использовать землю в качестве проводника в наших цепях электропитания?

Отвечая на первый вопрос, наличие точки намеренного «заземления» в электрической цепи предназначено для обеспечения безопасного контакта с одной ее стороной. Обратите внимание, что если бы наш пострадавший на приведенном выше рисунке коснулся нижней стороны резистора, ничего бы не произошло, даже если бы его ноги всё еще касались земли:

Рисунок 3 Касание заземленной части цепи Рисунок 3 – Касание заземленной части цепи

Поскольку нижняя сторона цепи надежно соединена с землей через точку заземления в нижнем левом углу схемы, нижний провод цепи электрически соединен с землей. Поскольку между электрически общими точками не может быть напряжения, к человеку, контактирующему с нижним проводом, не будет приложено напряжение, и он не получит удар электрическим током.

По той же причине провод, соединяющий цепь с заземляющим стержнем/пластинами, обычно остается оголенным (без изоляции), и поэтому любой металлический объект, который его задевает, будет электрически общим с землей.

Заземление цепи гарантирует, что, по крайней мере, одна точка в цепи будет безопасна для прикосновения. Но как насчет того, чтобы оставить цепь полностью незаземленной? Разве это не сделало бы касание человека только одного провода таким же безопасным, как в случае с птицей, сидящей только на одном проводе? В идеале да. На практике нет. Посмотрим, что происходит без заземления:

Рисунок 4 Касание одной точки цепи, не имеющей заземления Рисунок 4 – Касание одной точки цепи, не имеющей заземления

Несмотря на то, что ноги человека всё еще соприкасаются с землей, любая точка цепи должна быть безопасной для прикосновения. Поскольку не существует полного пути (цепи), проходящего через тело человека от нижней стороны источника напряжения к его верхней стороне, нет возможности установить протекание тока через человека.

Однако всё это может измениться из-за случайного заземления, например, если ветка дерева касается линии электропередач и обеспечивает соединение с землей:

Рисунок 5 Касание одной точки цепи, не имеющей заземления в нормальном режиме, но при появлении непреднамеренного заземления Рисунок 5 – Касание одной точки цепи, не имеющей заземления в нормальном режиме, но при появлении непреднамеренного заземления

Такое случайное соединение проводника системы электропитания с землей называется замыканием на землю.

Замыкания на землю

Замыкания на землю могут быть вызваны многими причинами, включая накопление грязи на изоляторах линий электропередач (создание для тока пути через грязную воду от проводника к опоре линии электропередач и к земле, когда идет дождь), проникновение грунтовых вод в подземные линии электропередач, и птицы, приземляющиеся на линии электропередачи, устанавливая своими крыльями замыкание между линией и опорой линии электропередач.

Учитывая множество причин замыканий на землю, они, как правило, непредсказуемы. В случае с деревьями никто не может гарантировать, какого провода могут коснуться их ветви. Если бы дерево задело верхний провод в цепи, это сделало бы верхний провод безопасным для прикосновения, а нижний опасным; а, если дерево касается нижнего провода, это приведет в точности к противоположному сценарию:

Рисунок 6 Влияние случайного замыкания на землю на опасность поражения электрическим током Рисунок 6 – Влияние случайного замыкания на землю на опасность поражения электрическим током

Когда ветка дерева соприкасается с верхним проводом, этот провод становится заземленным проводником в цепи, электрически общим с заземлением. Следовательно, между этим проводом и землей нет напряжения, а появляется полное (высокое) напряжение между нижним проводом и землей.

Как упоминалось ранее, ветви деревьев являются лишь одним потенциальным источником замыканий на землю в энергосистеме. Рассмотрим незаземленную энергосистему без соприкосновения деревьев, но на этот раз с двумя людьми, касающимися отдельных проводов:

Рисунок 7 Опасность поражения электрическим током при касании двух людей к точкам цепи, не имещей заземления Рисунок 7 – Опасность поражения электрическим током при касании двух людей к точкам цепи, не имеющей заземления

Когда два человека стоят на земле, контактируя с разными точками цепи, путь для тока электрического удара проходит через одного человека, через землю и через другого человека. Хотя каждый человек думает, что он находится в безопасности, касаясь только одной точки в цепи, их совместные действия создают смертельный сценарий. Фактически, один человек действует как замыкание на землю, что делает его небезопасным для другого человека.

Именно поэтому незаземленные энергосистемы опасны: напряжение между любой точкой цепи и землей непредсказуемо, потому что замыкание на землю может возникнуть в любой точке цепи в любое время. Единственный персонаж, который гарантированно будет в безопасности в этих сценариях, – это птица, которая вообще не связана с землей!

После надежного подключения указанной точки цепи к заземлению («заземления» цепи) безопасность может быть обеспечена, по крайней мере, в этой точке. Это бо́льшая гарантия безопасности, чем полное отсутствие заземления.

Отвечая на второй вопрос, обувь на резиновой подошве действительно обеспечивает некоторую электрическую изоляцию, чтобы защитить человека от проведения электрического тока через ступни. Однако наиболее распространенные конструкции обуви не являются электрически «безопасными», поскольку их подошва слишком тонкая и состоит из неподходящего материала.

Кроме того, любая влага, грязь или токопроводящие соли из пота тела на поверхности подошвы или проникающие сквозь нее могут поставить под угрозу ту небольшую изолирующую ценность, которую обувь должна была иметь изначально. Существует обувь, специально предназначенная для опасных работ с электричеством, а также толстые резиновые коврики, на которых можно стоять во время работы с цепями под напряжением, но эти специальные средства, чтобы быть эффективными, должны применяться в абсолютно чистом и сухом состоянии.

Достаточно сказать, что обычной обуви недостаточно, чтобы гарантировать защиту от поражения электрическим током от электросети.

Исследования контактного сопротивления между частями человеческого тела и точками контакта (например, с землей) показывают широкий диапазон значений (информацию об источнике этих данных смотрите в конце главы):

  • контакт для рук или ног, изолированных резиной (резиновые сапоги или перчатки): обычно 20 МОм;
  • контакт ступни через кожаную (сухую) подошву обуви: от 100 кОм до 500 кОм;
  • контакт ступни через кожаную (влажную) подошву обуви: от 5 кОм до 20 кОм.

Как видите, резина не только является гораздо лучшим изолирующим материалом, чем кожа, но и присутствие воды в пористом веществе, таком как кожа, значительно снижает электрическое сопротивление.

Отвечая на третий вопрос, земля – не очень хороший проводник (по крайней мере, когда она сухая!). Из нее слишком плохой проводник, чтобы поддерживать постоянный ток для питания нагрузки. Однако, как мы увидим в следующем разделе, чтобы ранить или убить человека, требуется очень небольшой ток, поэтому даже плохой проводимости земли достаточно, чтобы обеспечить путь для смертельного тока при наличии достаточного напряжения, которое обычно используется в системах электропитания.

Некоторые поверхности земли лучше изолируют, чем другие. Например, асфальт на нефтяной основе имеет гораздо большее сопротивление, чем большинство видов земли или камней. Бетон, напротив, имеет довольно низкое сопротивление из-за внутреннего содержания воды и электролита (проводящего химического вещества).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: