Для чего нужна главная заземляющая шина

Главная заземляющая шина (ГЗШ): определение, назначение, требования

Главная заземляющая шина (ГЗШ, main earthing terminal) — это шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки и предназначенная для электрического присоединения проводников к заземляющему устройству (согласно ГОСТ 30331.1-2013 [1]). Данное понятие имеет жаргонизм — «шина заземления» у некоторых людей, что некорректно.

Главная заземляющая шина

Главная заземляющая шина на фото

Главная заземляющая шина является неотъемлемой частью заземляющего устройства электроустановки здания. К ГЗШ присоединяют следующие проводники:

    , посредством которого ГЗШ соединяют с заземлителем; , посредством которого к ГЗШ присоединяют защитную шину вводно-распределительного устройства (ВРУ). и защитные проводники уравнивания потенциалов, применяемые для осуществления защитного заземления и защитного уравнивания потенциалов;
  • функциональные заземляющие проводники и функциональные проводники уравнивания потенциалов, используемые для выполнения функционального заземления и функционального уравнивания потенциалов.

Требования к главной заземляющей шине.

Требования к ГЗШ устанавливаются в СП 437.1325800.2018 [3]. Также учтены замечания Ю.В. Харечко [4]. Сами требования приведены ниже:

  1. Главная заземляющая шина является частью заземляющего устройства электроустановки здания и ключевым элементом системы уравнивания потенциалов. Главная заземляющая шина должна соответствовать ГОСТ Р 50571.5.54–2013 [2] а также требованиям 2-13 настоящей статьи.
  2. Посредством ГЗШ должно быть обеспечено электрическое соединение сторонних проводящих частей здания с открытыми проводящими частями электроустановки здания. Для этого защитную шину вводного устройства (ВУ) или вводно-распределительного устройства (ВРУ) электроустановки здания следует соединить посредством защитного проводника с главной заземляющей шиной. Защитные проводники всех распределительных и конечных электрических цепей должны быть присоединены к защитной шине ВУ или ВРУ.
  3. Главную заземляющую шину, как правило, следует устанавливать отдельно от вводного устройства или вводно-распределительного устройства электроустановки здания вблизи распределительного устройства. Допускается устанавливать ГЗШ внутри ВУ или ВРУ.
  4. В местах, доступных только обученным и квалифицированным лицам, главная заземляющая шина может устанавливаться открыто. В местах, доступных обычным лицам, ГЗШ должна иметь защитную оболочку. Степень защиты оболочки выбирается в соответствии с условиям окружающей среды, но не менее IP2Х согласно ГОСТ 14254−2015.
  5. Если электроустановка здания имеет несколько обособленных вводов, то главная заземляющая шина должна быть предусмотрена для каждого ввода. При наличии нескольких обособленных вводов, в том числе вводов от разных трансформаторных подстанций, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. Эти шины должны быть соединены защитным проводником уравнивания потенциалов, минимальное сечение которого должно удовлетворять требованиям 543.1 ГОСТ Р 50571.5.54-2013 для ввода наибольшего сечения.

При наличии нескольких встроенных трансформаторных подстанций главная заземляющая шина должна устанавливаться возле каждой из них. Эти шины должны быть соединены защитным проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (PEN)-проводника отходящей от щитов низкого напряжения подстанций линии наибольшего сечения.

Если от различных обособленных вводов, для каждого из которых предусмотрено отдельное ГЗШ, может быть осуществлено электроснабжение одной и той же нагрузки, например, при срабатывании АВР, то ГЗШ , представляющая собой отдельное изделие, может быть установлена только у основного ввода, а все остальные вводы могут быть соединены общей магистралью, кольцевой замкнутой или линейной разомкнутой в зависимости от протяженности и особенностей расположения ВРУ.

  1. При наличии в здании нескольких электрических вводов системы трубопроводов, выполненных из металла, и заземлитель рекомендуется подключать к главной заземляющей шине основного ввода.
  1. В качестве отдельного устройства ГЗШ может быть выполнена в виде отрезка медной или стальной полосы, установленного открыто или в оболочке, и предназначенного для радиального присоединения проводников защитного уравнивания потенциалов, или в виде протяженной и, если требуется, замкнутой (кольцевой) магистрали.
  1. Стальные шины должны иметь металлическое покрытие, стойкое к коррозии и обеспечивающее выполнение требований для разборных контактных соединений класса 2 в соответствии с ГОСТ 10434−82.
  1. Если главная заземляющая шина и присоединяемые к ней проводники выполнены из разных металлов, следует принять меры по обеспечению надежного контактного соединения.
  1. Эквивалентную проводимость поперечного сечения главной заземляющей шины, устанавливаемой вблизи ВРУ, рекомендуется принимать равной половине проводимости защитной шины соответствующего ВРУ.
  1. Для магистрального исполнения главной заземляющей шины площадь ее поперечного сечения должна учитывать требования механической прочности с учетом возможных механических воздействий и с учетом обеспечения минимальных значений падения напряжения между присоединениями защитных проводников уравнивания потенциалов.
  1. Присоединение к главной заземляющей шине проводников уравнивания потенциалов может быть выполнено по радиальной или магистральной схеме.
  1. Цветовая и буквенно-цифровая идентификация главной заземляющей шины должна соответствовать ГОСТ 33542–2015.

В международном и национальном стандартах отсутствуют требования к минимально допустимому сечению ГЗШ. Однако, рассуждая логически, можно утверждать, что минимальное сечение главной заземляющей шины не может быть меньше наибольшего сечения присоединяемых к ней проводников.

Главная заземляющая шина (ГЗШ)

Согласно ПУЭ (п.1.7.37.): Главная Заземляющая Шина (ГЗШ) — это шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов.

Как следует из определения ГЗШ должна быть заземлена путем ее присоединения к заземляющему устройству, а к ГЗШ, в свою очередь, присоединяются заземляющие проводники, а так же проводники системы уравнивания потенциалов.

2. Требования к главной заземляющей шине (ГЗШ) (п. 1.7.119. ПУЭ):

1) Материал и сечение ГЗШ :

  • Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
  • Сечение главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.

2) Конструкция ГЗШ:

  • Конструкция шины должна обеспечивать возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. При этом отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

3) Место установки ГЗШ

  • Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением или отдельно от него.
  • Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину PE. (Пример ГЗШ внутри вводного устройства жилого дома смотрите здесь).
  • При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
  • В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак: значок заземления

Пример открыто установленной ГЗШ:

Пример ГЗШ установленной в отдельном ящике (щите):

Примечание: Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения РЕ (pen)-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям п.1.7.122 ПУЭ. (п.1.7.120. ПУЭ)

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Читайте так же:

4 комментария

Здравствуйте! Необходимо в щите разделить PEN проводник на N и РЕ соответственно. Скажите, шина РЕ может быть алюминиевой? ГЗШ в подвале из полосовой стали 40*4мм

Здравствуйте, Владимир! На PE шину распространяется то же требование п. 1.7.119. ПУЭ, что и на главную заземляющую шину, т.е. применение алюминиевой PE шины не допускается, она должна быть медной или стальной.

здравствуйте подскажите как рассчитать сечение гзш имея вводной кабель 4х240 алюминий

Здравствуйте, Владислав! В пункте 1.7.119. ПУЭ сказано, что сечение главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии, в Вашем случае вводной кабель имеет 4 жилы по 240 мм2, следовательно сечение PEN проводника так же 240 мм2, а значит и ГЗШ не должна иметь сечение менее 240 мм2, при этом так же следует учитывать что она не должна иметь проводимость меньше чем PEN проводник питающей линии. Так как может применяться только ГЗШ из меди или стали в Вашем случае можно использовать медную шину сечением 240 мм2 (таким образом будет выполнено условие и по сечению и по проводимости, т.к. у меди проводимость выше чем у алюминия). А вот если Вы решите использовать ГЗШ из стали, тогда сечение шины должно быть больше чем 240мм2, т.к. сталь имеет меньшую проводимость. В этом случае придется производить расчет сечения по удельной проводимости.

Читайте также  Как и чем смазывать перфоратор

Как установить и подключить главную заземляющую шина

От выбора и состояния заземления во многом зависит безопасность эксплуатации электрооборудования. В предлагаемом материале рассматриваются условия применения главной заземляющей шины, с учетом видов и конструкций данных средств, назначения, используемого металла для изготовления, требований, порядка установки и подключения.

Для чего применяется ГЗШ

Основное назначение заземляющей шины в выравнивании потенциалов между заземлительными системами TN-C-S и TN-S, по всем участкам электрической сети. Главная заземляющая шина предполагает присоединение следующих элементов коммуникационного оборудования:

  • проводов и шин;
  • металлических водопроводных, отопительных и канализационных труб;
  • вентиляционных и кондиционирующих сетей;
  • прочих металлоконструкций, нуждающихся в заземлении.

схема гзш

Таким способом обеспечивается общая безопасность объектов на случай возникновения токов КЗ, попадания молнии и других чрезвычайных ситуаций.

Виды и конструкции

Шина заземления – основная составляющая заземлительного контура для напряжений до 1000 Вольт, от правильного выбора которой во многом зависит безопасность эксплуатации электрической сети. Конструктивно этот элемент представляет собой пластину с выполненными отверстиями, для подсоединения рабочего нуля, защитных нулевых проводников и проводов для внешнего заземления.

С учетом особенностей конструктивного исполнения, ГЗШ может быть:

  • приспособленная для монтажа на ДИН-рейку;
  • для открытой или закрытой установки.

Предусмотрены различные марки шин, с учетом сечения, материала изготовления и размеров.

Металл для шины

Для изготовления ГЗШ возможно применение следующих материалов:

  • меди – отличается малым сопротивлением, что обеспечивает высокие эксплуатационные качества при тепловом нагреве или возникновении токов КЗ;
  • стали – более дешевый вариант, уступающий в свойствах, но удешевляющий изделие.

Государственные нормативы запрещают использовать для устройства главных заземляющих шин алюминий.

Сечение главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.

Требования к шине

Установлены следующие требования к ГЗШ:

  • элемент размещают в местах, доступных исключительно специализированному ремонтному персоналу; планка должна быть в защитной оболочке, состав и характеристики которой соответствуют условиям эксплуатации;
  • при наличии нескольких раздельных вводов в одном здании, по каждому из подключений устанавливают индивидуальную ГЗШ;
  • стальные шины применяют при условии нанесения покрытия, исключающего коррозионный износ элемента;
  • проводимость ГЗШ, установленной в непосредственной близости от распределительной установки, должна быть не менее половины данной характеристики для соответствующей ВРУ;
  • требуется обеспечение прочности шины, для сохранения целостности под влиянием разности возникающих в сети потенциалов.

Главные защитные шины должны соответствовать требованиям, предписанным государственными нормативами.

система-уравнивания-потенциалов

Как установить и подключить

В зависимости от особенностей объекта, возможен выбор следующих мест для размещения ГЗШ:

  • на столбах воздушных линий – если на опоре расположено отдельное ВРУ, внутри этого блока устанавливают заземляющую шину; эту деталь непосредственно соединяют с заземлительным контуром, устроенным под столбом;
  • в шкафах ВРУ – преимущественно применяют для промышленных объектов; для ГЗШ требуется отведение отдельного специализированного помещения; если шкаф размещен на улице, необходимо защитное исполнение, допускающее возможность подобного применения;
  • вне шкафов – фиксируют на твердой и плоской поверхности, посредством прочных изоляторов; следует исключить доступ к элементу посторонних людей.

Порядок подключения зависит от избранной схемы. При использовании систем TN-С и TN-С-S предполагается отсутствие заземляющего провода или его совмещение для отдельных участков сети с нейтралью.

Схема распределения

Шину размещают в распределительном щитке, собрав на ней все контакты от проводки объекта и заземлителей и соединив ГЗШ отдельным проводником с планкой при изолированной нейтрали.

Если шина устроена на столбе, к ней подсоединяют провод от заземлителя опоры, ЛЭП и отвода стального троса, которым этот заземляющий элемент соединен с домом. Трос нуждается в двухстороннем заземлении – на воздушной линии и возле дома.

При правильном устройстве ГЗШ можно обеспечить электробезопасность сети, исключив выход из строя при КЗ, попадании молнии и других чрезвычайных ситуациях.

Что такое главная шина заземления и где ее используют

При организации работы электрооборудования и электрической сети основным вопросом является безопасность системы. В основе такой системы находится главная заземляющая шина. В этой статье мы расскажем о технических особенностях заземления и о практических аспектах его установки.

Применение

Заземляющая шина применяется как составной элемент защитного контура при отводе линий электропередачи к многоквартирным домам и промышленным зданиям. Заземление выполняет функцию защиты человека и других живых организмов от воздействия тока при работающих электробытовых приборах. Шины используются в системах мощностью до 1000 В.

главная шина

Шина призвана выступать соединительным элементом для множества проводников одновременно, а также обеспечивает работы всей заземлительной системы сооружения. На главную заземляющую шину (ГЗШ) возлагается функция выравнивания показателей потенциалов в электросети. Благодаря этому элементу, происходит разделение проводника и соединение контактов. Контакты же передают электрические разряды, что требуется для нормального функционирования отдельных систем в здании.

Конструкция

Система изготавливается из металла. В качестве конструкционных элементов могут выступать водопроводы, газопроводы и любые другие металлические трубы, а также канализационный колодец, стальные элементы здания. Нередко в целях заземления используются вентиляция и система кондиционирования воздуха.

медь для заземления

Согласно Правилам устройства электроустановок (сокращенно — ПУЭ), заземлительные устройства могут быть не только стальными, но и медными. Причем медь — лучший вариант, поскольку этот металл отличается прекрасной электропроводимостью, слабо окисляется под воздействием напряжения, не подвержен ржавлению. Необходимо заметить, что сталь для изготовления шин заземления используется гораздо чаще, но связано это с ее более низкой ценой. Не рекомендуется изготовление заземляющих реек из алюминия, так как этот металл быстро коррозирует и характеризуется недостаточным сопротивлением.

Обратите внимание! Главная заземляющая шина характеризуется меньшей площадью сечения в сравнении с защитным проводом или нулем рабочего провода силовой линии.

Для шины PE в электрических установках до 1000 В сечение проводников должно быть разным в зависимости от металла. В случае с медным проводником сечение должно быть более 10 квадратных миллиметров, для алюминия этот показатель составляет 16 квадратных миллиметров, а для стали — 75 квадратных миллиметров.

пластины для главной шины

Девятнадцатидюймовая шина заземления медная должна предусматривать участки для единовременного подключения 14 или 18 направляющих. Таким образом, на одной полосе будет от 14 до 18 крепежных болтов. Полоса чаще всего оснащается парой изоляторов и размещается в специальном шкафу (так называемом шкафу №19) и подключается к заземлительному контуру через ПВЗ провод. Девятнадцатидюймовая шина используется для стыковки контактов, сечение которых составляет 2,5 квадратных миллиметра.

Согласно требованиям ГОСТа, главная заземляющая шина должна иметь не менее пяти одновременных соединений.

Заземлительное устройство можно изготовить из стали с омеднением. Толщина листа — 14,2 миллиметра. Такой комплект будет стоить недешево, зато обретет все свойства, характерные для медных проводников.

Обратите внимание! Четырнадцати разъемов обычно достаточно для десяти и более квартир при условии равномерного распределения нагрузки.

Заземляющие шины выпускаются двух типов — REC-ET2-M и REC-ET. Первая модель закрепляется на специальных профилях в монтажных шкафах. А вот держатель шин заземления, гальванопокрытие которого защищает изделие от коррозии, не будет работать без специального органайзера, при наличии которого можно подключить до девяти потребителей.

Местоположение

По месту своего нахождения заземляющая шина может располагаться как во внутренней части вводного устройства, так и неподалеку от него. Если заземление находится внутри, разумнее применять PE-шину. К данному устройству подключается PE-провод, на другом конце которого находится главная заземляющая шина. Причем электропроводимость проводника должна быть равной или превышать проводимость PE-провода линии электропитания.

Совет! Заземление рекомендуется обустраивать еще на стадии планирования жилого дома или другого сооружения.

Где бы ни была установлена заземляющая шина, все ее части, ответственные за выравнивание потенциалов, должны соответствовать ГОСТу 10434. Указанные правила касаются контактов второго класса.

Читайте также  Какую нагрузку выдержит трехфазный автомат 25А?

Установка конструкции разрешается только в местах, к которым можно в дальнейшем сохранять свободный беспрепятственный доступ. Доступ нужен для осуществления замены деталей, а также в аварийной ситуации. В условиях промышленных предприятий популярным местом установки короба является вентиляционная система.

Основной способ соединения проводников к заземлению — сварка. Именно приваривание считается наиболее надежным методом фиксации контактов таким образом, что не нарушить электропроводимости.

Установить заземляющую шину можно в металлическом шкафу. Данная конструкция представляет собой короб, собранный из гнутых металлических профилей. С внешней стороны ящика имеется дверца, через которую и осуществляется доступ к шине. Главная заземляющая шина в электротехническом шкафу должна устанавливаться по горизонтали. Деталь фиксируется болтовыми соединениями по бокам и плотно прижимается к основанию.

электрический шкаф

На фасадной части короба должна быть прикреплена паспортная табличка с указанием технических характеристик изделия. Ящик необходимо оснастить замками, закрываемыми на ключ, — это необходимо во избежание случайных контактов с посторонними людьми. Защитный короб можно устанавливать на высоте не менее 150 сантиметров от пола, что необходимо для осложнения доступа к нему со стороны детей. При выборе места монтажа устройства необходимо иметь в виду, что на надежность и безопасность работы заземлительной системы влияет и окружающая среда. В частности, при 80 % влажности воздуха оптимальная температура воздуха составит от 15 до 20 градусов выше нуля. Это не значит, что шины заземления не могут функционировать при более низких или более высоких температурах, однако долговечность и надежность конструкции при неблагоприятных погодных условиях снизится. Также следует размещать короб как можно дальше от источников огня и агрессивных химических веществ.

Обратите внимание! Если доступ в помещение разрешен ограниченному кругу квалифицированных лиц, разрешается установка шины открытым способом.

Встроенные шины

Не обязательно создавать конструкцию с нуля, можно приобрести готовое устройство со встроенными шинами заземления. В качестве примера можно привести DIN-рею, которая представляет собой комплект разборного оборудования в металлическом ящике. К рее прилагается специальный коммутатор на 220 В, обеспечивающий электропитание аппарата. В комплект панели входит DIN-рея, нулевые шины (три единицы) с изолятором. Одновременно возможно подключение до 22 потребителей.

DIN-рея

На рынке представлены три разновидности реек: DIN U3 для автоматических выключателей, DIN U3 — также под автоматы, но в комплекте имеется и шина нулевая с заземлением. Также можно приобрести DIN U4, оснащенную дополнительными функциями (например, возможностью установки электросчетчика). Все DIN-рейки покрываются антикоррозийным материалом.

Один из популярных вариантов DIN-реи — TLK-ERH-CU. Девятнадцатидюймовое изделие производится из меди. Данная модель отличается невысокой стоимостью и достойным уровнем качества.

Главная заземляющая шина

Главная заземляющая шина

Создание заземления для электроустановок в производственных и жилых помещениях – это обязательное условие. Вместе с автоматическими отключающими приборами, заземление минимизирует возможность возгораний вследствие короткого замыкания и травматизма людей. В данной статье мы расскажем о том, как устроена заземляющая шина.

Устройство главной заземляющей шины

  • Конструкция заземления представляет собой комплекс металлических элементов, которые предназначены для того, чтобы обеспечить надежный контакт корпусов электроустановок с грунтом (землей). Эта конструкция состоит из:
  • главной заземляющей шины
  • отводов от корпуса электроустановок
  • заземляющего провода в электропроводке
  • общего контура заземления.

устройство главной заземляющей шины

Согласно требованиям ГОСТов и ПУЭ, все составляющие должны быть выполнены из стальных или медных сплавов, при этом разновидность конструкции заземляющего контура и тип электроустановки не имеет значения. Эффективность работы защитного заземляющего устройства зависит от величины его электрического сопротивления.
Стандартная схема подключения к ГШЗ:

  • молниезащита
  • контур заземления
  • трубы канализации, водопровода и отопления
  • главная шина заземления.

Сопротивление заземляющего контура

Общая величина сопротивления заземления состоит из ряда компонентов, сопротивления общей шины, обособленных кабелей и контура в грунте. Однако, всеми этими величинами можно пренебречь, металлические компоненты при условии надежного соединения обладают отличной проводимостью и довольно малым сопротивлением.
Самым важным является сопротивление грунта, по которому расходятся токи. Чем ниже уровень сопротивления, тем лучше. В пункте 7.1.101 ПУЭ (правила устройства электроустановок) говорится: «Для сооружений с сетями 220 или 380В сопротивление грунта должно достигать не более 30 Ом, а для генераторов и трансформаторных подстанций не более 4 Ом».
Попробуем разобраться, что же оказывает влияние на величину сопротивления. Этот показатель во многом зависит от состава грунта. Таким образом, наиболее подходящим является состав из таких компонентов:

  • торф
  • суглинок
  • глина.

Очень высокий уровень проводимости грунта наблюдается при высоком уровне влажности. Однако, вы обязательно должны учесть:

  • число и габариты заземляющих электродов
  • насколько глубоко залегает контур
  • из каких материалов состоят все элементы заземления
  • надежны ли электрические контакты в местах соединений.

Все компоненты, из которых состоит заземляющая система, крепятся через главную шину. Именно от грамотного выбора материала установки этого элемента и присоединения к нему заземляющих проводников зависит бесперебойное функционирование электроустановок. Помимо этого, на главной шине заземления осуществляются все требуемые подключения для измерения параметров системы заземления. Специалисты советуют в целях повышения проводимости заземляющего контура, налить в грунт раствор медного купороса.
О методе измерений стоит рассказать более детально. Оно осуществляется при помощи особых приборов, квалифицированными специалистами. Во время сдачи объекта в эксплуатацию электроснабжающая компания или электротехническая лаборатория проводит все необходимые измерения. Итоги измерений должны быть оформлены при помощи протокола. При этом один экземпляр выдают заказчику. Осуществлять контрольные замеры нужно хотя бы раз в год.

Требования ПУЭ к главной шине заземления

главная заземляющая шина

Правила создания электроустановок в пункте 1.7.119 прописывают главные нормативы по установке главной заземляющей шины, для сетей до 1 кВт. Главная заземляющая шина чаще всего находится в шкафе распределительного устройства. Если присутствует большое количество заземляющих проводников, то стоит использовать отдельный шкаф.
Стоит отметить, что в некоторых случаях разрешается устанавливать ГШЗ в открытом виде возле РУ, однако лишь в том случае, когда помещение закрывается. При этом доступ в это помещение ограничен, входить могут исключительно квалифицированные сотрудники.
При наличии схемы заземления типа TN-С в распределительных устройствах разрешено применять шину РЕ как ГШЗ. Стоит учесть, что сечение главной заземляющей шины должно быть не меньше, чем у проводов заземления, которые к ней подсоединяются. Для главной шины заземления используют медь, в редких случаях, устанавливают сталь. Специалисты акцентируют внимание на том, что очень грубой ошибкой является использование алюминиевых полос. Алюминий категорически запрещен вследствие разности сопротивления на контактах из разных металлов. Полученные таким образом контакты нагреваются, уровень их проводимости понижается, а при сильных токовых нагрузках болтовые соединения и вовсе полностью выгорают.
Соединения делают разборными при помощи специализированных инструментов. Зачастую это делается с помощью болтовых креплений с шайбами и гайками. Концы проводов нужно обязательно опрессовать медными наконечниками с отверстиями под болты и завинтить на шину. Также отметим, что на стене возле шины или отведенном для нее отдельном шкафу необходимо нанести специальный знак.
В пункте 1.7.120 сказано, что для помещений, которые имеют два и более отдельных ввода, каждый шкаф РУ должен быть оснащен отдельной шиной заземления. Трансформаторная подстанция также должна быть установлена отдельная шина с заземляющим контуром и РЕN проводник, от которых уходит на ГШЗ ВРУ (вводное распределительное устройство) помещений с электроустановками. Чтобы выровнять потенциал, заземляющие шины на разных РУ, должны быть соединены при помощи провода. Стоит отметить, что сечение проводника должно более ½ большего провода, подходящего на одну из ГШЗ в ВРУ с трансформаторной подстанции.
Чтобы соединить несколько шин от разных ВРУ допущено применение металлоконструкций самого разного назначения, однако только в том случае, если они неразборные и имеют непрерывный электрический контакт. В тоже время, вам стоит учесть требования пункта 1.7.123, запрещающего использовать в качестве РЕN проводника:

  • газораспределительные трубы
  • трубопроводы с горючими материалами
  • составляющие систем отопления, водоснабжения или канализации
  • оболочки бронированных кабелей из свинца или металла
  • трос, несущий провод для электрической проводки.
Читайте также  Почему перегорают светодиодные прожекторы при подключении к сети 12В?

Специалисты уверяют, что заземлять эти конструкции на главную шину заземления можно, согласно пункта 1.7.20. Однако создавать прямые соединения шин, на различных шкафах при помощи перечисленных конструкций, пунктом 1.7.123 запрещено. На первый взгляд заземление троса и трубопровода на ГШЗ ВРУ гарантирует их прямое соединение, однако в процессе ремонта или демонтажа этих систем цепь окажется разорванной.
По этой причине используют лишь неразборные токопроводящие системы, ведь более надежным является проведение многожильного медного провода с желто-зеленой изоляцией, которая соответствует обозначению заземляющего РЕN проводника. Таким образом, вы получите соединение, которое обеспечит распределение потенциала растекания автономно, не зависимо от прочих систем.

Конструкция и монтаж

Главная ГЗШ – это медная пластина, имеющая отверстия для крепежных болтов, на которые навинчены наконечники проводов. Протяженность шины и число отверстий зависит от габаритов шкафа и числа элементов с проводами, нуждающимися в заземлении. Разработчики создают шины разной длины и ширины с болтами, которые имеют разный диаметр, зависящий от сечения прикручиваемого провода и наконечника.
В металлическом корпусе шкафа шину фиксируют болтами на изолированных подставках, таким образом гарантируется электрический контакт корпуса и шины. Всю конструкцию устанавливают в горизонтальном положении, внутри нижней части ВРУ. В таком положении удобнее заводить и прикручивать провода для заземления. Вследствие наличия изолирующих опор на болтах для крепления всей конструкции, присутствует определенное расстояние между стенкой шкафа и шиной.
Таким образом, вы сможете зафиксировать и держать при помощи гаечного ключа головку болта с обратной стороны шины, и более надежно затянете наконечники проводов. Стоит отметить, что частая ошибка вследствие невнимательности заключается в том, что нужно промаркировать провода до опрессовки, иначе придется обрезать наконечники и проделывать всю работу снова.
В том случае, если затягивать гайки на болтах неудобно, вследствие крайне маленького расстояния между планкой и стенкой, то нужно поменять болты крепления и диэлектрические опоры на более длинные. Это действие поможет увеличить пространство между шиной и задней стенкой, однако учтите, чтобы осталось расстояние для закрытия дверцы шкафа.
Подключать провода необходимо с желто-зеленой изоляцией по всей длине или надеть кембрик, термотрубку, имеющие такую же расцветку. На дверцу шкафа внутри нужно обязательно наклеить схему, на которой указано, откуда и на какую клемму ГЗШ подключены линии заземления.
Прежде всего нужно подключить провод от контура заземления здания, а уже потом от подстанции идущий с линии ЛЭП или подземным кабелем. Чаще всего сечение составляет свыше 10 мм2. После этого можно заземлять прочие конструкции, корпуса отдельных приборов, трубопроводы, а также вентиляционные системы.
Не путайте шину главного заземления с РЕN шиной, на которую подводятся кабели заземления разных групп электропроводки, розетки, освещение, отдельные помещения. В конце концов, через корпус шкафа они имеют электрический контакт и соединены при помощи отдельного провода между собой. Отметим, что равномерное распределение проводов оптимально распределяет потенциал, который оказывает влияние на правильное срабатывание автоматов защиты.

Подключение ГШЗ в ВРУ на столбах ЛЭП

Особенности такой схемы подключения состоит в том, что шкафы ВРУ на столбах, оснащены собственным заземлителем и довольно часто подключаются к зданию через кабель на троссовой подвеске.
Для этого, на ГЗШ заводят кабель от заземления столба, заземляющую линию ЛЭП, а также отвод от металлического троса. Помимо этого, главные шины ВРУ столба и ВРУ здания должны быть соединены отдельной линией. Трос необходимо заземлить с двух сторон, на шину возле ЛЭП и на шину в ВРУ для здания.

ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N

Прежде чем перейти к выбору: ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками, в ПУЭ 7-го (пп. 7.1.36, 7.1.45) .

Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ):

1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ.
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.
Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1.

Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ):

ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства (см. знакпримечание ниже)
электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

Рис. 1 Общий вид щита ГЗШ

  • Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется).
  • Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.).
  • Металлический каркас здания.
  • Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования.
  • При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов.
  • Систему молниезащиты.
  • Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Структура условного обозначения ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ:

Общий вид ГЗШ:
Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.2). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

Рис. 2 (а) ГЗШ из меди

Рис . 2 (б) ГЗШ из стали

Рис. 2 (в) ГЗШ из горячеоцинкованной стали

Шины заземления РЕ И N:

Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку:

Технические характеристики шины заземления РЕ ( ток 63 А ):

Вид шины заземления РЕ (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 3) и нулевой рабочей шины N (рис. 4):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: