Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать

Какие бывают неисправности стабилизатора напряжения и как их ремонтировать

напряжения, неисправность

Стабилизаторы напряжения используют для предотвращения поломки электроприборов в связи со скачками напряжения.

Их устанавливают как в домах, так и в офисных помещениях. Однако, как и любые приборы, он подвержен поломкам. Частой причиной выхода их строя является неисправность внутренних цепей.

Далее в статье будут рассмотрены основные типы неполадок и методы их устранения.

Неестественный шум и щелчки

плата напряжения, руки, ремонт неисправность

При возникновении неестественно громкого шума при работе или щелчков, необходимо определить напряжение на питании.

Оно должно быть в пределах указанных в инструкции цифр для конкретного стабилизатора. Для большинства приспособлений рабочими границами являются 100-250 Вольт.

Стоит отметить, что небольшой шум во время работы характерен для всех стабилизаторов.

напряжения, схема ремонта неисправность

Так происходит перемещение щеточного узла. Щелчки также являются естественными, их издают релейные приборы напряжения.

По этой причине важно суметь отличить нормальный, фоновый шум от неисправности. Если же щелчки звучат чаще и громче обычного, то причина может быть в искрении щетки.

Возможно также неполадки возникли в самом реле или же разошелся внутренний контакт проводки.

Выключение при нагрузках

напряжение, схема, неисправность

Частой причиной похода в сервисный центр является отключение стабилизатора при повышении нагрузки. Причин такого выхода из строя может быть несколько.

Чаще остальных встречается банальное бессилие стабилизатора перед возлагаемыми нагрузками. Иными словами, прибор не рассчитан на подаваемое напряжение. Также возможной причиной является перегрев прибора или внутреннее замыкание.

Вариант решения проблемы состоит в полном разборе стабилизатора. Далее следует осмотреть внутреннюю конструкцию на предмет сильного запыления. В случае его присутствия следует тщательно прочистить прибор.

Также стоит обратить внимание на температуру внутреннего блока. В случае наличия следов гари следует исследовать изоляцию обмоток. Решением проблемы будет замена трансформатора. Если повреждения не сильные, то может помочь перемотка.

стабилизатор, неисправность

Одним из подтипов стабилизатора напряжения является сервоприводный вид. Для него характерны частые проблемы с графитовым слоем щетки.

Так, со временем она стирается, и материал попадает на поверхность трансформатора. Графит способен вызвать замыкания и перегрев. В этом случае специалисты рекомендуют убрать стружку и произвести чистку.

После этого стоит зачистить поверхность ластиков канцелярского типа.

На выходе не наблюдается 220 Вольт

схема неисправность

Часто потребители сталкиваются с проблемой отсутствия 220 В на выходе стабилизатора. Причина тому может крыться как во внутренних неполадках, так и в подаваемом на прибор напряжении. Во втором случае достаточно отрегулировать входные параметры.

Рассмотри, как бороться с внутренними проблемами.

В сервоприводной модели стабилизатора отсутствие необходимой мощности может быть вызвано изношенностью щетки. Также из строя способен выйти сервопривод.

В любом случае следует проверить контакт между секторами прибора. Одной их причин может быть наличие графитовой пыли. В этом случае достаточно произвести зачистку и при необходимости, поменять щетку.

В релейной модели стабилизатора причина может крыться в неполадке реле. В этом случае необходимо разобрать прибор и проверить силовые контакты.

стабилизатор, неисправность

При корректной работе их будет слышен щелчок. В противном случае контакты либо слиплись, либо в самом реле вышла из строя катушка. Если же причина не в реле, то стоит просмотреть транзистор.

В симисторных и тиристорных типах стабилизатора проверка заключается в прозвоне всех контактов. В случае обнаружения неисправного участка, его заменяют.

Некорректная стабилизация напряжения

стабилизатор, неисправность

Если со временем наблюдается некорректная стабилизация напряжения, то причина может крыться в неисправности коммутатора. Диагностика проводится путем прозвона контактов.

В стабилизаторах сервоприводного типа причиной также может быть неисправность в работе редуктора. Как вариант, плохая стабилизация происходит за счет загрязнения обмоток.

Решить проблему такого типа можно путем просмотра всех деталей на предмет поломок. Также рекомендовано обновить смазку. Для данного типа стабилизатора характерны проблемы с полупроводниковыми ключами управления двигателем.

Некорректно работает автомат

Для входа стабилизатора напряжения в рабочее состояние, требуется определенный промежуток времени. Он меняется в зависимости от модели.

Если после обратного отчета запуск не происходит, а на мониторе прибора высвечивается ошибка типа «Н», то следует провести диагностику устройства.

В большинстве случаев проблема связана со слишком высоким напряжением в электрической сети. В противном случае, то есть при низких показателях, на экране будет видно букву «L».

Также причиной срабатывания автомата защиты может быть в неисправности реле.

Отсутствие реакции на включение и другие поломки

Одной из самых серьезных неисправностей является полное отсутствие реакции на включение прибора. Одним из распространенных вариантов поломки является выход из рабочего состояния платы управления.

Для диагностики необходимо проверить следующее:

  • наличие гари;
  • вздутие конденсатора;
  • следы трещин, микровзрывов или плавления на элементах платы;
  • трещины на контактах.

Если обнаружена неисправность, ее следует устранить самостоятельно или пригласить специалиста. Если же ничего из вышеперечисленного не обнаружено, то исследуют дорожки платы путем прозвона.

Таким образом, стабилизаторы напряжения, как и другие электроприборы, способны выходить из строя. Причин этому может быть много.

При наличии опыта в работе в электрическими схемами, устранить неисправность можно в домашних условиях. В противном случае следует обратиться за помощью к специалисту.

Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать

Если стабилизатор напряжения сильно гудит, нужно проверить, чтобы питающее напряжение не было выше или ниже допустимых диапазонов. Диапазон регулировки в большинстве случае лежит в пределах 100-250 Вольт.

Внимание! Даже при исправном состоянии автотрансформатор равномерно и не слишком громко гудит. Также гул издаёт сервопривод при перемещении щеточного узла. Релейные стабилизаторы напряжения во время работы издают щелчки. Это нормально, реле (черные прямоугольники на рисунке ниже) переключают отводы от обмоток для регулировки выходного напряжения.

Плата стабилизатора

Если устройство громко трещит – это может свидетельствовать об искрении щетки в сервоприводных моделях, проблемах с реле и плохом контакте внутренней проводки устройства.

Выключается под нагрузкой

Стабилизатор напряжения не держит нагрузку – такая проблема случается по ряду причин. Первая среди них – это повышенная нагрузка (мощность потребителей). Если вы не меняли подключаемые устройства, значит проблема в стабилизаторе. Если он отключается не мгновенно, а через какое-то время работы, то виной этому может быть перегрев или межвитковые замыкания автотрансформатора.

Конструкция СН

Что делать: разберите прибор и произведите внешний осмотр обмоток автотрансформатора, если он не слишком сильно запылён, то проверьте, нет ли следов локальных перегревов. Если пыли много – вычистите её

Если следы перегрева и гари есть – повреждена изоляция обмоток. Это и есть межвитковое замыкание, тогда как отремонтировать стабилизатор в этом случае? Нужно перемотать либо заменить автотрансформатор на аналогичный или больший по мощности. Но стоимость такого ремонта может быть сопоставимой с покупкой нового стабилизатора напряжения.

Важно! У сервоприводных моделей ряд неисправностей может быть вызван износом щетки и загрязнением токоведущих частей графитовой стружкой. В процессе работы щетка стирается, засыпая графитом автотрансформатор. Из-за чего могут возникать замыкания между токосъемниками участками витков и перегрев. В этом случае нужно смести графит и вычистить его между витками. Убедитесь, что обмотки уложены ровно, нет обрывов. Контактную поверхность зачистите обычным канцелярским ластиком до блеска, особенно наиболее его используемый сектор.

Сектор автотрансформатора

На выходе нет 220 Вольт

Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.

Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.

Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.

Загрязнение витков

В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.

Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.

В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.

Плохая стабилизация напряжения

Если напряжение стабилизируется слишком большими шагами, а раньше всё было плавно, то поломка близка к предыдущей – вышел из строя коммутационный прибор на одной или нескольких ступенях регулировки. Алгоритм проверки неисправности стабилизатора напряжения и их устранение описаны в предыдущем пункте.

Внимание! В характеристиках каждого из стабилизаторов описан либо шаг регулировки, либо границы каждой из ступеней, а также точность поддержания номинального напряжения на выходе.

В сервоприводных стабилизаторах такое встречается при поломке в механизме редуктора двигателя, а также при загрязнениях обмоток, как это было в случаях описанных выше. Неисправности редуктора могут сопровождаться неравномерным жужжанием или потрескиванием – это проскакивают шестерни.

Что делать: нужно разобрать механизм и если все детали в норме, заменить смазку.

Механизм редуктора двигателя стабилизатора

Еще стоит отметить, что у сервоприводных СН стабилизация может отсутствовать, работать неверно из-за выхода из строя полупроводниковых ключей управления двигателем. Тогда бегунок со щеткой перемещается в одно из крайних положений или вообще не сдвигается с места.

Не включается или выбивает автомат после отчета таймера

Большинство стабилизаторов после включения входят в рабочий режим не сразу, а после временной задержки. Но после отчета обратного таймера пуска не происходит, при этом на дисплее-индикаторе выдает букву Н. Пример ремонта устройства с такой неисправностью рассмотрен в следующих видео:

Читайте также  Как заменить старые пробки на автоматы?

К сведению код ошибки «Н» говорит о завышенном напряжении сети и срабатывании защиты. Это действительно для приборов фирмы «Ресанта», «Luxeon» и некоторых других.

Интересно: буква «H» — значит «Высокое» или «High», а L – «низкое», «Low». Резистор, замену которого вы видели на видео, отвечает за пороги срабатывания по верхнему и нижнему уровню напряжения. Из-за неверного сопротивления плата стабилизации не справляется со своей работой и уходит в защиту.

Такие симптомы или другой код неисправности может сопровождаться выбиванием автомата питающего сам стабилизатор после отчета таймера задержки включения. В этом случае проблема решается заменой реле, при залипании которых может возникать повышенное потребление тока.

Совсем не подает признаков жизни или другие поломки

Самая пугающая неисправность – это когда после подачи напряжения ни индикаторы не зажигаются, ни напряжение на выходе не появляется, т.е. когда стабилизатор напряжения не работает вообще. В таком случае возможен выход из строя управляющей платы. Чаще всего ремонт начинают с визуального осмотра, обращают внимание на:

  • выгоревшие дорожки;
  • вздутые электролитические конденсаторы;
  • выгоревшие, треснутые или взорвавшиеся компоненты платы;
  • микротрещины на паяных контактах и холодная пайка.

Вздутый конденсатор

Сгоревшие компоненты платы

Все выявленные недостатки устраняют, а если внешний осмотр не дал результатов переходят к проверке платы на обрывы дорожек и короткие замыкания мультиметром в режиме измерения сопротивления и прозвонки. Такой ремонт стабилизатора может потребовать глубоких знаний электроники, схемы электрической принципиальной, а в самых сложных случаях и использования осциллографа для проверки управляющих сигналов и логики работы схемы.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам про неисправности стабилизаторов напряжения и способы их устранения своими руками. Надеемся, теперь вы знаете, что делать в том или ином случае и почему возникают поломки!

Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать

В большинстве современных домов и квартир никогда нет постоянного непрерывного потока напряжения. А поскольку сейчас каждый человек имеет хотя бы один прибор, который необходимо заряжать с помощью сети, существуют стабилизаторы напряжения.

О том, какие они бывают и что делать в случае поломки, рассмотрим в статье.

Базовые поломки

Неисправностями и проблемами в работе прибора считаются как запредельно высокое напряжение, так и его отклонения от нормы при понижении.

Стабилизаторы время от времени могут ломаться, ведь выдерживают напряжение мощностью до 5000 ватт. Но это не значит, что они больше не подлежат ремонту.

Существует перечень базовых поломок стабилизатора напряжения, его отдельных частей.

Каждая из этих поломок стабилизатора напряжения ресанта АСН требует ремонта, своими руками его сделать возможно.

Все неисправности стабилизатора напряжения можно поделить на два вида:

  • ошибки и дефекты, которые были сделаны при изготовлении стабилизатора на заводе;
  • неправильный монтаж и нарушение эксплуатационных норм при использовании стабилизатора.

Чаще всего обычные пользователи сталкиваются со вторым видом поломок стабилизаторов, связанных с неправильной установкой. Что делать в таком случае, рассмотрим далее.

Гул и щелчки при работе стабилизатора

Если во включенном состоянии стабилизатор начинает сильно гудеть, проверьте напряжение, особенно если на приборе горит буква Н или L. Допустимые граничные нормы потока питания — 100-250 Вольт.

Даже при правильной эксплуатации стабилизатор не должен работать беззвучно.

Когда щеточный узел внутри меняет свое положение, возникает небольшой шум.

В это же время реле переключает отводы от обмоток, что позволяет регулировать выход напряжения. Поэтому не стоит думать, почему щелкает стабилизатор.

Такая схема работы реле и сопровождается звуками в виде регулярных щелчков.

Выключение под нагрузкой

Если стабилизатор напряжения не работает и перестает держать правильную нагрузку, то это может указывать сразу на несколько причин.

Повышенная мощность потребления

Если вы не включали в стабилизатор новую технику, то значит проблема непосредственно в самом стабилизаторе. Если после того, как вы вытащили его из розетки, он какое-то время все еще продолжает свою работу, скорей всего причина поломки в межвитковом замыкании или перегреве трансформатора. Исправить ситуацию можно, разобрав стабилизатор и посмотрев нет ли внутри пыли.

Если загрязнения обнаружатся, их нужно вычистить при помощи маленькой кисточки. После этого еще раз обследуйте прибор и посмотрите нет ли в нем точечных следов перегрева.

Если следы копоти от перегрева будут найдены — это значит, что основной причиной поломки является повреждение изоляции обмоток, которое называется межвитковым замыканием.

Чтобы исправить стабилизатор напряжения, если он не работает при таком типе поломки, необходимо заменить трансформатор:

  • на такой же самый;
  • более мощный.

Но ремонта скорее всего будет дороже покупки нового выпрямителя.

Изношенность щетки и загрязнение отдельных частей графитовой стружкой

Существует несколько видов сервоприводных трансформаторов, в которых при эксплуатации щетка со временем начинает стираться.

При этом частицы графита отламываются и засоряют автотрансформатор. Как следствие, это приводит к тому, что между токосъемниками и участками витков происходит короткое замыкание, а также они перегреваются. Нужно аккуратно вымести лишний графит из всех деталей так, чтобы оставшиеся части лежали ровно. После, зачистите контактную поверхность до блестящего глянцевого состояния.

Стоит особое внимание уделить его используемому сектору.

Зачистку можно провести при помощи канцелярской затирачки.

На выходе нет 220 Вольт

Если стабилизатор не может вытянуть необходимое напряжение, причина в недостаточном его уровне в самой сети, при котором срабатывает защита. Если же вы позвонили в Горсеть и узнали, что с напряжением все в порядке, нужно искать причины в самом агрегате и работать над их устранением.

Проблема может крыться в изношенности щеточной системы, загрязнении графитом или следящего привода. Самым простым выходом из сложившийся ситуации — открыть прибор и почистить при помощи кисти.

Плохая стабилизация напряжения

Если прибор сломался и выдает звуки более резкие и частые, то виновник этому — плохая стабилизация напряжения.

Это может случиться при:

  • поломке двигателя;
  • загрязнении обмоток приводов;
  • неправильном расположении бегунка со щеткой.

Решат проблему советы, приведенные ранее. Дополнительно можно по-новому смазать все детали. Как правило, точные действия при возникновении данных поломок подробно описаны в инструкции к каждому стабилизатору.

Релейные стабилизаторы напряжения

Такие стабилизаторы очень популярны для частных домов и квартир.

Есть ошибочное мнение, что если стабилизатор напряжения не включается, то для его починки необходимо почистить реле. Однако лучшее решение — замена на новое.

Электронные ступенчатые стабилизаторы напряжения

В своей механической части такие стабилизаторы очень похожи на релейные. Их отличие в том, что они вместо реле имеют специальные проводниковые тиристоры.

В случае поломки тиристоров, такие модели стоить чинить полной заменой на новые детали.

Электронные бесступенчатые стабилизаторы напряжения

Их принцип работы аналогичен электронным ступенчатым моделям.

Единственное отличие в разновидности их полупроводниковых ключей.

Главным элементом их регулировки является транзистор, который также подлежит замене в случае поломки.

Не включается или выбивает автомат после отчета таймера

Большая часть современных стабилизаторов начинают свою работу в полноценном режиме через какое-то время после включения. Но если прошло уже много времени, а прибор так и не запустился, это свидетельствует о сбоях в его работе.

На некоторых моделях при неправильной работе устройства на его табло можно увидеть букву «Н», что означает высокое напряжение. Или же букву «L», обозначающую низкие показатели в сети.

В такой ситуации необходимо подождать, пока общая сеть начнет свою привычную работу. В других ситуациях потребуется ремонт самого стабилизатора, смена каких-то из его деталей.

Некоторые причины поломки стабилизатора указаны в инструкции по его эксплуатации. Однако лучше всего для выяснения точной причины и устранения поломки посоветоваться со специалистом либо просмотреть обучающие видео.

Ремонт стабилизаторов напряжения

Стабилизаторы напряжения играют роль защитников бытовых электроприборов от неисправностей сети. Они спасают технику от кратковременных и продолжительных превышений уровня напряжения, а также от его просадок. Стабилизатор сам ничем не защищён от неисправности, поэтому временами выходит из строя.

Стабилизатор напряжения

Основные неисправности стабилизаторов

Причины неисправностей стабилизаторов напряжения условно можно разделить на две категории:

  • заводские дефекты и недостатки конструкции;
  • неправильная установка и эксплуатация стабилизатора.

Неисправностей, связанных с встроенными недочётами конструкции, несколько больше, чем с неправильной установкой. Но именно монтаж с нарушением требований чаще всего выводит стабилизатор из строя.

Любой из таких приборов пропускает через себя существенные токи в десятки ампер. Поэтому все они подвержены чрезмерному выделению тепловой энергии и нуждаются в хорошем и непрерывном охлаждении. О том, как установить стабилизатор правильно, тем самым продлив ему жизнь, можно почитать в его описании.

Ещё один вредоносный фактор – это наличие в устройстве стабилизатора (не каждого) большого количества подвижных элементов. К ним относятся электромеханические реле и сервоприводы. Механика не обладает повышенной надёжностью, поэтому очень часто именно она выводит прибор из строя.

Реле в стабилизаторе

Причины поломок

Большинство стабилизаторов имеет в своём составе движущиеся детали. Такие компоненты постоянно находятся в движении и под действием электрического тока. Нередко им приходится испытывать существенные нагрев и вибрацию. Такой режим работы со временем приводит к их усиленному износу и, как следствие, отказу.

В случае с реле его контакты могут начать греться, что вызовет их обгорание и нарушение работоспособности. Механические приводы постоянно подвижны, поэтому их элементы способны расшатываться, а контакт щётки с обмотками ухудшаться.

Неправильная установка способна повредить стабилизатор. Он просто-напросто перегреется от недостатка охлаждающего воздуха. После чего устройство либо выдаст сигнал ошибки и перестанет включаться, либо получит несовместимые с работой повреждения.

Важно! Не стоит блокировать отверстия для вентиляции стабилизатора. Между ними и ближайшим объектом должно сохраняться расстояние хотя бы в 100-150 мм.

Индикатор температуры

Диагностика повреждений

Ремонт стабилизаторов напряжения начинается с оценки его целесообразности. Если вольтаж на выходе аппарата равен нулю, то это ещё не значит, что проблема именно в нём. Возможно напряжение не приходит на сам стабилизатор, поэтому первым делом нужно убедиться в его наличии на входных клеммах. Сделать это можно с помощью любого вольтметра или лампочки на 220 В.

Если проблема не в этом, то следует снять крышку стабилизатора. Сначала строго обязательно нужно отключить входные автоматы и убедиться, что на прибор не приходит напряжение. Затем следует осмотреть стабилизатор на предмет обгорания дорожек платы управления, потемнения проводов, реле и их контактов или разрушения графитовых щёток.

Читайте также  Как правильно пользоваться мегаомметром?

Сгоревшая дорожка

Нелишним будет принюхаться. Если чувствуется запах гари, то следует по возможности выяснить его источник. Часто именно это становится прямым указанием на причину поломки.

Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения

Наиболее распространённая причина поломки электромеханических стабилизаторов заключается в выходе из строя щёточного механизма или сервопривода. Реже встречаются проблемы с управляющей платой, хоть они и свойственны для всех стабилизирующих аппаратов.

Сердцем электромеханического стабилизатора является тороидальный трансформатор с оголённой в одном месте обмоткой. По этому проводящему участку движется с сильным трением графитовая щётка. Через неё же протекают силовые токи потребителя. В результате щёточный узел подвержен как механическому, так и тепловому износу. В случае разрушения он подлежит замене.

Графитовые щётки

Сама механика также может дать сбой. Крепежи щётки, винты и её держатель со временем разбалтываются. В случае обнаружения люфта их следует протянуть. После необходимо убедиться в равномерности прижима щёточного узла к обмотке трансформатора.

Ремонт релейных приборов

Ремонт Ресанта аппаратов часто связан с заменой реле. В устройствах от этого производителя их обычно 4 или 5. Восстановление аппаратов такого типа усугубляется тем, что в маломощных стабилизаторах корпус реле изготовлен из непрозрачного пластика. Поэтому нельзя визуально определить, в каком состоянии находятся его контакты. Также маломощные реле неразборные, с них нельзя просто так снять крышку.

Дополнительная информация. То, что реле щёлкает как положено, ещё не означает, что оно исправно. Механическая часть этого компонента может быть в порядки, но он всё равно не будет выполнять свою функцию из-за нагара на контактах.

Второй неблагоприятный фактор заключается в том, что большую часть времени входное напряжение стабилизатора находится в узком диапазоне. Поэтому в основном срабатывают одни и те же реле. Чаще всего они располагаются рядом и подвержены наиболее частым отказам.

Неисправное реле может выдать себя оплавлением корпуса, характерным запахом гари или изменением цвета. Технически его можно попытаться разобрать, почистить контакты и отремонтировать. Но нет гарантий, что после ремонта оно долго прослужит. Поэтому при таких неисправностях реле лучше всего заменить аналогичным или более мощным.

Контакты реле

Методика проверки стабилизатора

Явный признак неисправности любого стабилизирующего аппарата – это отсутствие на его выходных клеммах напряжения, в то время как на входных оно присутствует. В таком случае устройство автоматически признаётся сломанным и нуждающимся в ремонте.

Более подробную диагностику может провести только квалифицированный специалист в условиях электротехнической лаборатории. Чтобы убедиться в правильности стабилизации, необходимо одновременно контролировать измерительными приборами вольтаж на входе и выходе прибора. Напряжение на нагрузке, независимо от питающего, должно лежать в узком диапазоне – 220-230 В. Т.е., сколько бы вольт ни приходило на вход стабилизатора, на выходе вольтаж должен оставаться неизменным. Причём это справедливо как для работы аппарата в режиме холостого хода, так и с подключением потребителя.

220 В на выходе стабилизатора

Сервопривод аппарата и его ремонт

Одной из частых причин выхода из строя электромеханических стабилизаторов является поломка сервопривода. Он представляет собой небольшой электрический двигатель. Задача привода – перемещать щёточный механизм по обмотке трансформатора.

Проблема заключается в том, что новый мотор стоит сравнительно больших денег, поэтому экономически целесообразнее починить имеющийся. В случае механических проблем, таких как заклинивание вала привода, разрушение каких-либо элементов крепления, их можно устранить простыми слесарными работами. Т.е. понадобится протянуть крепежи, перебрать мотор, возможно, заменить втулки или подшипники.

В случае перегорания обмотки привода её можно перемотать. Однако процесс этот трудоёмкий и требует участия электрообмотчика (профессия) с опытом ремонта подобных двигателей.

Повреждения реле

Если на стадии диагностики стабилизатора напряжения была выявлена неисправность реле, то лучшее, что можно сделать, – заменить новым. Так будет гораздо надёжнее. Однако, если принято решение ремонтировать реле, то делать это нужно по следующему алгоритму:

  1. Необходимо прозвонить мультиметром катушку реле. Если она в обрыве, то её нужно перемотать (здесь опять нужен электрообмотчик).
  2. Если катушка исправна, то реле следует разобрать. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить его содержимое.
  3. У разобранного прибора осматриваются контакты на предмет оплавлений, обгораний или потемнений. Если таковые имеются, то их следует устранить надфилем или тонкой пилкой для ногтей. Сгодится что угодно, лишь бы убрать нагар и неровности.
  4. Затем на катушку реле подаётся напряжение, чтобы убедиться, что её нормально-разомкнутые контакты приходят в движение и соединяются. Надёжность работы необходимо проверить омметром. Переходное сопротивление контактов должно быть близким к нулю.
  5. После реле собирается. По возможности оно испытывается под нагрузкой пару часов и в случае успешно пройденных испытаний возвращается обратно.

Ремонт платы управления

Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.

Микросхема HA17324A

Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.

Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.

Видео

Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать

Неисправности стабилизатора напряжения — классификация в помощь мастеру

Исходя из своего назначения стабилизаторы напряжения применяются для защиты электроприборов и оборудования от перепадов в сети электроснабжения. Учитывая то, что этим устройствам приходится работать в сложных условиях, обеспеченных нестабильностью питания, неисправности стабилизатора напряжения считаются вполне обыденным делом. Причем ломаются как бюджетные, так и дорогостоящие модели высокого класса. Существует мнение, что ремонт в таких случаях нецелесообразен, так как он не дает положительного результата на длительный срок. Давайте разберемся, насколько это соответствует действительности.

Насколько реален качественный ремонт стабилизатора напряжения

Сразу скажем — если перестал работать стабилизатор напряжения, не пытайтесь экспериментировать с самостоятельным ремонтом. Именно в этом случае результат будет сомнительным. И дело тут не только в личном опыте, заметить неисправности может любой владелец. Свою роль играет целый ряд факторов, отметим основной из них.

Современные стабилизаторы отличаются сложной топологией. Силовая часть, автоматика, системы контроля, защиты, управления. Чтобы работа стабилизатора напряжения была стабильной, а перепады не выходили за установленные пределы, все элементы схемы должны функционировать согласованно. По этой причине при ремонте приходится подбирать детали для замены не только по номиналу, но и по фактическим показателям. Мастеру необходим доступ к большой базе комплектующих, чтобы подобрать деталь, которая будет оптимально работать именно в устройстве.

Кроме того, на завершающем этапе обязательна наладка и регулировка стабилизатора напряжения. А сделать это без соответствующего оборудования невозможно. По этой причине, если не хотите столкнуться с неисправностями повторно, доверяйте ремонт только настоящим мастерам, не экспериментируйте с целью сэкономить.

Основы диагностики

Чтобы точно определить причины, почему стабилизатор напряжения постоянно отключается или работает с перебоями, можно только при предварительной комплексной диагностике. Способность стабилизировать напряжение при различном уровне на входе проверяют при помощи лабораторного автотрансформатора (ЛАТР), у которого есть возможность регулировки выходных параметров. Дальнейшая диагностика выполняется по следующей схеме:

  • Внешний осмотр на наличие механических повреждений корпуса, кабелей, разъемов, переключателей.
  • Разборка осмотр компонентов схемы, состояния печатных плат. На этом этапе выявляют вышедшие из строя (сгоревшие) детали, повреждения токоведущих дорожек, повреждения механических устройств, входящих в конструкцию стабилизатора.
  • Проверка работоспособности электронных схем при помощи диагностического оборудования и стендов, осциллографов.

Только при таком комплексном подходе удастся определить, почему стабилизатор напряжения не стабилизирует напряжение и определить верное направление последующего ремонта.

Неисправности стабилизатора напряжения — классификация в помощь мастеру

Неполадки, характерные для всех видов оборудования

Независимо от того, какой класс устройств эксплуатируется, есть общие неисправности, которые могут случиться с каждым из них. Отметим основные:

  • Стабилизатор напряжения не включается — причину необходимо искать во входных цепях, требуется проверить исправность предохранителей, целостность шнуров и разъемов, выключателей-переключателей. Обычно проблема кроется на этих участках схемы, но возможны и повреждения блока управления и других компонентов схемы.
  • Сильно гудит стабилизатор напряжения. Отметим, что для большинства устройств наличие шума — обычное явление, вызываемое трансформатором, работой реле и сервопривода. Но если уровень шума значительно увеличился, стоит обратить внимание на состояние вентилятора системы охлаждения, возможно, потребуется его замена.
  • При работе наблюдается постоянное мигание входных и выходных индикаторов, ухудшилось качество стабилизации. Если говорить в общем о том, почему мигает стабилизатор напряжения в штатном режиме работы, то следует обратить внимание на фазировку при подключении к сети. Кроме того, свою роль может сыграть качество заземления (или его отсутствие), исправность входных и выходных предохранителей. Повреждения блока управления так же могут привести к таким последствиям.
  • Выясняя причину, почему стабилизатор напряжения щелкает, следует помнить о том, что для релейных моделей, это вполне нормальная ситуация. Ремонт потребуется только в тех случаях, если щелчки постоянны. Причина может крыться в плате управления, повреждении силовых реле, неудовлетворительном качестве питания от основной сети.
  • Наблюдается значительное падение напряжения стабилизатора. Такая ситуация характерна при подключении нагрузки, превышающей номинальную. Кроме того, свою роль может сыграть сама просаженная сеть, но, если до этого устройство работало нормально, причина кроется или в силовой части, или в блоке управления.

Один из часто задаваемых вопросов касается того, почему трещит стабилизатор напряжения. Если столкнулись с такой ситуацией, это повод обращения в сервис. Причина может крыться в износе сервомеханизма, силовых реле, плохих контактах. Ситуация опасна тем, что возможно искрение, которое станет причиной возгорания оборудования, не затягивайте с ремонтом.

Читайте также  Какие работы не относятся к специальным?

Выход из строя сервоприводного стабилизатора

Стабилизаторы этого класса считаются наименее надежными из всех устройств. Это обусловлено наличием механической части, которая постоянно находится в движении. При постоянных скачках входного напряжения сервопривод передвигает токосъемные щетки по поверхности обмоток автотрансформатора. В результате происходит физический износ контактной группы, потребуется замена щеток. Отметим, что о подобных проблемах может свидетельствовать то, что стабилизатор напряжения пищит (только в тех случаях, если это не писк устройств контроля и сигнализации).

Неисправности стабилизатора напряжения — классификация в помощь мастеру

Более сложная неисправность связана с повреждением датчиков, контролирующих положение и ограничивающих перемещение деталей сервомеханизма. При выходе этих устройств из строя возможны серьезные поломки, для устранения которых потребуется замена механической части.

Для устройств этой группы характерны и повреждения автотрансформатора. Из-за постоянного контакта с перемещающимся механизмом возможен износ изоляции обмотки. Результатом этого становятся межвитковые короткие замыкания, ухудшение стабилизации и полный отказ устройства.

Неисправности электронных стабилизаторов

Самые надежные и бесшумные стабилизаторы, что обусловлено отсутствием механической части. В устройствах со ступенчатой стабилизацией за работу отвечают тиристорные ключи. Именно с выходом из строя этих комплектующих связана большая часть неисправностей. Восстановление этих деталей невозможно, потребуется замена.

В стабилизаторах, работающих по схеме двойного преобразования, необходимо уделять внимание выпрямителю, инвертору, накопителем энергии, именно тут возникает большинство проблем. Ремонт устройств этого класса наиболее трудоемок, требует сложной комплексной диагностики.

Поломки, характерные для релейных стабилизаторов

Основная проблема — выход из строя силовых реле. Износ контактной группы, повреждение механической части, перегоревшие катушки. В устаревших моделях применялись разборные реле, была возможность замены только поврежденных деталей. Сейчас больше встречаются неремонтопригодные устройства, поэтому при обнаружении неисправностей потребуется замена.

Неисправности стабилизатора напряжения — классификация в помощь мастеру

В случае, если наблюдается залипание контактов реле, поможет очистка от нагара. Для этого снимается корпус детали, чтобы обеспечить доступ к контактной группе. Такая ситуация характерна для стабилизаторов, которые подключены к сети, склонной к частым перепадам напряжения.

Основная опасность связана с тем, что выход из строя реле повлечет за собой неисправности транзисторных управляющих ключей. Проблема в том, что эти устройства так же не поддаются ремонту, потребуется замена, а найти необходимую модификацию иногда сложно.

Чтобы минимизировать последствия неисправностей и снизить возможную стоимость ремонта, обязательно обращайте внимание на малейшие изменения в работе стабилизатора. А более лучшим решением станет регулярное сервисное обслуживание опытным мастером в объемах, регламентированных производителем. При выполнении таких работ можно своевременно заметить признаки будущих проблем и провести профилактические работы, которые предотвратят выход оборудования из строя.

Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать

В очень многих домах и квартирах используются те стабилизаторы напряжения, которые были сделаны в стенах . Благодаря использованию этих приборов владельцы обеспечивают стабильную работу и защищают «здоровье» всех своих домашних электроприборов.

В конечном итоге каждый домашний электроприбор работает в течение долгого времени и очень редко требует ремонта.

Хотим отметить, что стабилизатор также является домашним прибором, который требует надлежащего ухода и соблюдения необходимых условий эксплуатации. В противном случае стабилизатор напряжения, который выпустила , может выйти из строя и будет нуждаться в ремонте.

Кроме этого он может выходить из строя после долгих лет эксплуатации. Другими словами он также обладает способностью ломаться.

Смотря на эту способность, мы решили посвятить статью слабым местам стабилизаторов марки «Ресанта» и рассмотреть, каким образом можно отремонтировать поврежденные элементы, а также восстановить полную работоспособность этого востребованного устройства.

Но, сначала расскажем об общем строении и принципе работы устройств этой марки.

Гул и щелчки

Если стабилизатор напряжения сильно гудит, нужно проверить, чтобы питающее напряжение не было выше или ниже допустимых диапазонов. Диапазон регулировки в большинстве случае лежит в пределах 100-250 Вольт.

Внимание! Даже при исправном состоянии автотрансформатор равномерно и не слишком громко гудит. Также гул издаёт сервопривод при перемещении щеточного узла. Релейные стабилизаторы напряжения во время работы издают щелчки. Это нормально, реле (черные прямоугольники на рисунке ниже) переключают отводы от обмоток для регулировки выходного напряжения.

Если устройство громко трещит – это может свидетельствовать об искрении щетки в сервоприводных моделях, проблемах с реле и плохом контакте внутренней проводки устройства.

Постоянные щелчки Постоянные щелчки Стабилизатор Rucelf Почему стабилизатор напряжения постоянно щёлкает Стабилизатор напряжения Ресанта 5000вт неисправности Релейный стабилизатор изнутри Почему стабилизатор напряжения постоянно щёлкает

Предложения по модернизации

Если напряжение колеблется примерно в одном узком диапазоне, и на этом участке дорожка трансформатора выгорела (как на последнем фото), предлагаю изменить схему, чтобы щётка “ездила” по другому участку. Для этого надо перепаять провод с нижнего конца обмотки (N) на несколько витков выше (см. схему). Конечно, на обеих частях автотрансформатора. В результате – щётка будет скользить по другой, относительно чистой части дорожки. Минус данного решения – сужение диапазона регулировки.

Другой вариант решения этой проблемы – покупать новые трансформаторы, что экономически нецелесообразно – после трех лет работы лучше купить новый стабилизатор.

Другое усовершенствование – на каждый трансформатор установить кулера (вентиляторы) на 12 В, которые бы дули на щётки. В идеальном случае – 6 вентиляторов. Они будут в буквальном смысле сдувать пылинки. Это существенно продлит срок службы стабилизатора.

А как ремонтируете такие стабилизаторы вы? Жду конструктивной критики и обмена опытом в комментариях.



Выключается под нагрузкой

Стабилизатор напряжения не держит нагрузку – такая проблема случается по ряду причин. Первая среди них – это повышенная нагрузка (мощность потребителей). Если вы не меняли подключаемые устройства, значит проблема в стабилизаторе. Если он отключается не мгновенно, а через какое-то время работы, то виной этому может быть перегрев или межвитковые замыкания автотрансформатора.

Что делать: разберите прибор и произведите внешний осмотр обмоток автотрансформатора, если он не слишком сильно запылён, то проверьте, нет ли следов локальных перегревов. Если пыли много – вычистите её

Если следы перегрева и гари есть – повреждена изоляция обмоток. Это и есть межвитковое замыкание, тогда как отремонтировать стабилизатор в этом случае? Нужно перемотать либо заменить автотрансформатор на аналогичный или больший по мощности. Но стоимость такого ремонта может быть сопоставимой с покупкой нового стабилизатора напряжения.

Важно! У сервоприводных моделей ряд неисправностей может быть вызван износом щетки и загрязнением токоведущих частей графитовой стружкой. В процессе работы щетка стирается, засыпая графитом автотрансформатор. Из-за чего могут возникать замыкания между токосъемниками участками витков и перегрев. В этом случае нужно смести графит и вычистить его между витками. Убедитесь, что обмотки уложены ровно, нет обрывов. Контактную поверхность зачистите обычным канцелярским ластиком до блеска, особенно наиболее его используемый сектор.

Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками

Информация о производителе


Латвийская компания выпускает товары торговой марки Resanta. Компания находится на рынке электромеханических приборов уже более двадцати лет. В конце прошлого века происходило становление предприятия. С каждым годом происходит улучшение и совершенствование продукции этой марки. Дизайнеры и технологи компании стараются находить всё более интересные решения и идеи для продвижения продукта.

Только половина производимого товара попадает в продажу на территорию Западной Европы, Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Остальная часть приборов остаётся на территории страны, где производится. Весь перечень продукции перечислить довольно сложно. Компания выпускает более 5 тыс. видов товаров. По данным статистики, полученным от реализации продукции, наиболее популярными среди них являются:

  • Устройства отключения.
  • Реле.
  • Распределительные щитки и узлы.
  • Предохранители различных типов.
  • Огромное количество измерительных устройств.
  • Удлинители, розетки, выключатели и многое другое.



На выходе нет 220 Вольт

Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.

Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.

Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.

В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.

Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.

В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.



Комментарии:

Добрый день. Можете подсказать какое сечение обмотки катушки на АСН 10000 1ЭМ и габариты катушки? Спасибо.

Довольно подробно написана статья, спасибо. JAKEC конденсаторы — самая частая причина поломки не только стабилизаторов, но и кучи другой техники. Разница в цене с Самсунговскими — копеечная, а вот из-за одной такой детали ломаются и телевизоры, и стиралки и утюги.

Я бы не стал ремонтировать реле вообще. Не добьешься от него стабильной работы после ремонта. Эту часть нужно просто заменять на новую и не мудрить с наждачкой.

Миша, по такой логике можно и весь стабилизатор заменить и ничего не ремонтировать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: