Почему греются контакты и к чему это может привести

Почему греются контакты и к чему это может привести

Плохой контакт может возникать из-за плохой протяжки клемм или скрутки (между прочим, они запрещены ПУЭ), при прямом соединении алюминия с медью, от влияния окружающей среды. Все эти факторы равносильно влияют на качество контакта и его нагрев. Проблема заключается в возрастании переходного сопротивления между токоведущими частями, т.е. проводами или шинами.

Если контакты затянуты плохо сопротивление возрастает. В результате возрастания сопротивления, согласно закона Джоуля-Ленца увеличивается и количество выделяемого тепла. В результате чего металл расширяется. Плотность контакта нарушается, а после остывания места соединения сопротивление становится еще больше. В результате расширения проводников после их остывания до исходного состояния – ослабевает прижим клемм или плотность скрутки.

Нагрев контактов в щитке

Согласно ПУЭ норма сопротивления контактов – максимально допустимая величина 0,05 Ом. Его проверяют с помощью милиомметра с высоким классом точности (не менее 0,01 Ома погрешность).

Вторая причина – ослабевание скрутки от вибраций. От механического воздействия соединение проводников может ослабевать. Контакт становится хуже, сопротивление больше, в результате мы имеем нагрев контактных соединений, который способствует ухудшению ситуации.

Третья причина – влажность. От этого окисляются проводники, а последствия получаются такими же, как и в предыдущих случаях.

Четвертая причина – безответственность при электромонтаже. Скрутку алюминия с медью допускать нельзя – эти металлы находятся далеко друг от друга в ряду напряженности. Из курса химии известно, что в этом случае в результате электролиза происходит коррозия, а она только способствует увеличению сопротивления и нагреву.

Как уже было сказано: скрутки как таковые запрещены, а прямой контакт алюминия с медью тем более. В случае болтового соединения между проводами из разных металлов нужно проложить шайбу. А еще лучше будет использовать клеммники, например популярные сейчас WAGO, для бытовой нагрузки их вполне хватает, а для монтажа освещения – они идеальны.

Чем выше сопротивление, тем больше выделяется тепла, это приводит к тому, что соединения не только окисляются, но и к тому, что на их поверхности образуется слой гари, что еще больше усугубляет ситуацию. В лучшем случае ток просто перестанет протекать через это соединение, вы получите обрыв цепи.

Примеры из практики: розетки, автоматы, рубильники

Первый случай — розетки: проблемы с розетками – это частая причина пожаров в квартирах. Нагрев контактов в розетке может произойти из-за слабой протяжки проводов при монтаже или ослабевания винтового зажима от времени. Особенно часто это происходит при монтаже розеток шлейфом, тогда особенно сильно греется первая розетка в цепи.

Подключение розеток шлейфом

В такой цепи в каждую из розеток нужно подключать две пары проводов, одну приходящую и одну исходящую. Данный способ подключения, конечно, экономит количество кабеля при монтаже, но может заметно усложнить жизнь в дальнейшем, ведь вся нагрузка лежит на одной линии.

Плохой контакт в розетке

К тому же, если в один зажим подключены провода разных сечений происходит перекос прижимной пластины, а это снижает надежность электрических аппаратов. Провод с большим сечением будет зажат сильно, а с меньшим сечением – слабо, либо вообще выскочит со временем. В результате можно получить повышенный нагрев контактных соединений.

Второй случай – автоматические выключатели. Особенно актуальна проблема на автоматах, установленных на дин-рейке, которые запитаны от одного ввода через перемычки. Вообще клеммы автоматических выключателей бывают плоские и закругленные, от этого также зависит как нагреваются соединения. Площадь контакта тем больше, чем больше клемма повторяет форму проводника. В результате вы рано или поздно получите такую картину:

Расплавился автоматический выключатель

Плохой контакт в автомате

Важно! Если жилы кабеля многопроволочные, предварительно нужно надеть наконечники или залудить их припоем. Иначе зажим автоматического выключателя (да и любая другая клемма) расплющит провод, такое соединение нагревается и не отличается высокой надежностью.

Еще один случай – рубильник. Часто в рубильниках и сварочных постах используется болтовое соединение и группы предохранителей. Их использование характерно для стройки и производства, где нужно часто подключать и отключать аппаратуру. В больших электрошкафах тоже устанавливают рубильник, а потребители подключаются к шинам через предохранители.

Устройство рубильника

В нижней части видны болтовые зажимы. Потребитель подключают к ним, здесь важно использовать кабельные наконечники такого типа:

НШВИ

Вторая проблема — ослабевание и нагрев контакта ножей, здесь нужно проверять их полное вхождение в ответную часть и обжимать, если оно нарушено.

Как измерить температуру нагрева контактов

Самый безопасный способ — использовать бесконтактные пирометры или тепловизоры. Они улавливают излучения в ИК-диапазоне. Тепло – это и есть инфракрасное излучение.

Использование тепловизора

Специальная матрица тепловизора детектирует излучение в ИК диапазоне и выводит наглядное изображение на экран. Оба способа позволяют определять нагрев без отключения напряжения, что крайне важно при осмотре и диагностике высоковольтных линий. На фото видно как нагреваются элементы сети:

Измерение температуры нагрева контактных соединений

Главное условие надежного контакта – отсутствие нагара и окислов, соблюдение правил монтажа, использование наконечников и плотный обжим контактов. В противном случае будет возникать нагрев контактов и его потеря. Соблюдайте все описанные советы, и вы избежите проблем в будущем.

Почему греются контакты электрических соединений

Одно из «слабых мест» любой электропроводки, в том числе электропроводки квартиры и дома, всегда были места соединений электрических проводов и мест присоединения проводов проводки с контактами установочных изделий.

Понятие «слабое место» электропроводки означает, о необходимости обратить особое внимание на них при проведении электромонтажных работ здесь. Использование при электромонтаже некачественных изделий, изделий не по назначению, отсутствие навыков электромонтажных работ, может привести к быстрому выходу из строя бытовых приборов, а также аварийным ситуациям.

Опасность тока

Электрический ток, к которому мы так привыкли, что даже о нём не думаем, на самом деле очень опасное изобретение человечества. Будучи невидимым и неосязаемым электрический ток, несет смертельную угрозу для человека и потенциальную опасность для жилища.

Опасность электрического тока проявляется не только при серьёзных аварийных ситуациях, таких как короткое замыкание или оголение токоведущих элементов проводки. Есть скрытая опасность тока, проявляющаяся в нагреве, перегреве и дальнейшем возгорании участков электропроводки, в частности в местах соединений и присоединений.

В чем опасность плохих соединений и подключений

Плохой контакт токоведущих проводов при соединении между собой и в местах подключения к устройствам приводит к нагреву мест контакта. Почему греются контакты?

Физика нагрева плохо сделанных контактов объясняется простым законом двух физиков Джоуля и Лоренца. Напомню:

Выделяемое тепло, пропорционально квадрату величины тока, сопротивлению проводника и времени протекания.

При хорошем контакте двух металлических элементов проводки, тепло выделяемое током имеет вполне конкретную величину, которая просчитывается и учитывается при выборе сечения проводников и номиналов автоматов защиты.

При нарушениях контакта, на малых расстояниях такого нарушения, а проще говоря, при ослаблении контакта, сопротивление начинает увеличиваться, тепло выделяется больше, контакты начинают греться.

Нагрев контактов еще больше усиливают тепловое расширение мест соединения, как следствие контакт еще больше ослабевает. Как следствие сопротивление контакта стремится, практически к бесконечности (удельное сопротивление воздуха 10 16 ), нагрев усиливается.

К нагреву контактов добавляется, появляющиеся, искрение контактов, которое сопровождается колоссальным выбросом тепла. Как следствие отгорание контактов, обгорание установочных изделий или как самый опасный вариант, пожар в доме.

Причины плохих контактов

Выделим несколько причин плохих контактов в электропроводке.

  • Неправильное соединение проводников.
  • Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов.
  • Некачественное установочное изделие.
  • Нарушение правил подключения.

Неправильное соединение проводников

О неправильном соединении проводников поговорим в следующей статье. Здесь замечу, что предпочтительнее использовать для соединения двух проводников специальные клемники.

Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов

Со временем, любой не поджимаемый винтовой зажим, ослабевает. Для электропроводки рекомендуемый срок подтяжки контактов в щитах 6-8 лет (ведомственная инструкция). Такой же срок можно применить к протяжке контактов в розетках и выключателях.

Избежать протяжки винтовых контактов поможет использование аппаратов и изделий с без винтовыми подключениями. Контакты у таких устройств постоянно поджимаются пружиной.

выключатель Legrand

Некачественное установочное изделие

Плохое качество покупаемой розетки, выключателя, аппарата защиты может быть причиной плохого контакта подключения.

Нарушение правил подключения

Подключая розетку, выключатель, автомат защиты, нужно строго соблюдать правила подключения. Например:

  • При подключении шлейфа розеток, используйте для перемычек шлейфа, провода одинакового сечения. Это исключит перекос контакта;
  • Если необходимо подключить на контакт провода разного сечения, делайте на конце проводов кольца для подключения под контакт. Такое подключение требует покупки установочных изделий с отсутствием пожильного ввода;
  • Не подключайте больше проводов, чем предусмотрено в инструкции к устройству. Например, смотрим розетку Legrand. Сама конструкция розетки говорит, что на один контакт нельзя подключать более двух проводов (пожильный ввод).

пожильный ввод розетки

Особое внимание нужно уделить подключению автоматов и устройств защиты. Подробно об этом тут, а здесь кратко. Если посмотреть на контакты автоматов зашиты различных производителей, то увидим, что есть плоские контакты (например, IEK), а есть полукруглые (например, ABB). Также у двухполюсных и трехполюсных автоматов ABB есть две контактные группы, одна под гребенку, вторая под провод. О чем это говорит.

  • В автомат защиты с полукруглым контактом можно, по инструкции производителя, вставлять только один провод.
  • В автомат защиты с прямым контактом можно вставлять, как один, так и два провода.
  • Для соединения автоматов шлейфом, лучше использовать гребенки соединений.
  • Затягивать контакты на автоматах и устройствах защиты нужно с нагрузкой по инструкциям производителей. Обычно, 2,8 Н/м.

контакт автомата защиты

двойной контакт автомата защиты шлейф автомата проводом шлейф автоматов гребенкой и проводом

Вывод: почему греются контакты

Почему греются контакты электрических соединений можно дать ответ, от плохо сделанной затяжки и некачественного установочного изделия. Также возможен нагрев при использовании установочных изделий не подходящих в данном узле проводки. Например, установки оконечной розетки в шлейф розеток.

оконечная розетка

почему греются контакты

Почему греются контакты и к каким последствиям это приводит?

Электрические контакты, вне зависимости от их вида всегда являются слабым звеном любой электроцепи. С чем связан нагрев контактов под воздействием электрической энергии, и к каким последствиям он может привести, мы подробно рассмотрим в сегодняшней статье. В ней помимо описания физики процесса будет приведено много полезной информации, которая может пригодиться домашнему мастеру.

Определение и классификация контактов

В данном контексте контакт следует трактовать в качестве соединения проводников переменного или постоянного тока. Электросистемы объединяют в себе линии передач, множество машин, аппаратов и другого оборудования, для соединения которых применяются контакты или контактные группы. От их надежности напрямую зависит работа, как отдельных участков электрической цепи, так и всего электрохозяйства.

В зависимости от конструктивных особенностей электроконтакты принято классифицировать на следующие виды:

  • Подвижные. В их число входят коммутируемые, то есть производящие замыкание, размыкание или переключение электроцепи, например, контакты пускателя, реле (см. а на рис.1), выключателя и т.д. К данному виду также относятся скользящие контакты, в качестве примера можно привести автотрансформатор (см. b на рис.1), коллекторные машины, потенциометры и т.д.
  • Неподвижные, к таковым относятся неразъемное и разъемное соединения. В качестве примера первых можно привести сварку, пайку (см. с на рис. 1) или клепку проводников, то есть данный вид рассчитан на долгосрочную коммутацию в электрическом аппарате. Ко вторым относятся винтовые, болтовые (см. d на рис.1) соединения, а также подпружиненные зажимы. Разъемные соединения, в отличие от неразъемных, допускают возможность перекоммутации.

Специфика электрического контакта

При соединении проводников или площадок контактной группы никогда не происходит полного электрического соприкосновения. Это связано с тем, что физически невозможно создать идеально гладкую поверхность, она всегда будет иметь шероховатости. Следовательно, контакт происходит на небольших площадях.

Поверхность медного контакта

Поверхность медного контакта, увеличенная электронным микроскопом

Когда происходит сближение поверхностей соприкосновения, в первую очередь контакт образуется между выступающими вершинами. Они впоследствии деформируются под воздействием физического давления и преобразуются в контактные поверхности небольшой площади. Это приводит к тому, что в коммутируемой электроцепи образуются переходные сопротивления (принятое обозначение Rк).

Читайте также  Как утеплить гараж пенопластом

Помимо этого на поверхности проводников образовывается оксидная пленка (это особенно характерно для алюминиевых контактов), которая увеличивает сопротивление контакта. Как правило, пленки не большой толщины не оказывают влияние на контактное сопротивление, поскольку физическое усилие, приложенное к соединяемым поверхностям, разрушает пленку. Так же возможен ее пробой (фриттинг) под воздействием электрического тока.

Толстая оксидная пленка может не разрушиться от физического усилия или приложенного напряжения, что приведет к увеличению переходного сопротивления. Именно поэтому необходима чистка контактных поверхностей.

Таким образом, можем резюмировать, что изготавливая контактирующие проводники из мягких металлов, неподверженных сильному окислению, при определенном физическом давлении на них можно добиться минимального переходного сопротивления.

Чем грозит плохое соединение?

При плохом контакте увеличивается переходное сопротивление, что приводит к нагреву проводников в месте соединения. Физику данного процесса можно описать законом Джоуля-Ленца, формула которого имеет следующий вид: Q = I 2 Rкt , где Q – уровень выделяемого тепла (Дж), I – ток нагрузки, протекающий через соединение (А), Rк – сопротивление проводящего элемента (Ом), t – время, в течение которого будет протекать ток (с).

При удовлетворительном качестве контакта температура нагрева является вполне определенной, допустимой величиной, влияющей как на выбор сечения проводников, так и номинальных параметров защитных устройств. Например, для охлаждения сильноточных контактов практикуется увеличение их площади, что препятствует электрическому износу.

Если происходит нарушение контактного нажатия (ослабление соединения), то происходит резкое увеличение сопротивления, что вызывает повышенный нагрев контакта. Это приводит к тепловому расширению проводника и контактной площадки и дальнейшему ослабеванию соединения. В результате сопротивление проводника в контактных соединениях начинает повышаться до бесконечности, образуются токи плавления вызывающие отгорание или сваривание контактных пар. Процесс нагрева и сваривания может сопровождаться образованием электрической дуги или искрения, что может привести к возникновению пожара.

Пример плохого контакта

Пример плохого контакта

Что может стать причиной плохого соединения?

Приведем в качестве примера типовые причины, которые могут вызвать переходные процессы в неподвижных и подвижных контактах:

  • Нарушение правил соединения проводов.
  • Ослабления контактов.
  • Воздействие ударных токов КЗ.
  • Неудовлетворительное качество установочных изделий.
  • Игнорирование норм и требований к подключению.

Предлагаем подробно рассмотреть каждый из перечисленных пунктов.

Нарушение правил соединения проводов

Это классическая причина, распространенная при монтаже бытовой проводки. Характерный пример соединение проводов «холодной» скруткой. В таких случаях велика вероятность окисления контактных соединений, и как следствие: увеличение сопротивления, падение напряжения на контактах, нагрев вплоть до температуры плавления проводов, короткое замыкание и т.д.

Холодная скрутка проводов недопустима

Холодная скрутка проводов недопустима

Напомним, ПУЭ допускает следующие виды соединений проводов, а именно: опрессовка, сварка, пайка и сжим (болтовой, винтовой, пружинный и т.д.). В Правилах «холодная» скрутка даже не рассматривается, в качестве способа соединения проводов, кто не верит, может ознакомиться с пунктом 2.1.21 ПУЭ 7-го издания.

Ослабления контактов

Как бы надежен не был винтовой или болтовой зажим, но в процессе эксплуатации он ослабевает. Причем у алюминиевых контактов этот процесс происходит значительно быстрее, чем у медных. Почему так происходит было подробно описано в статье, посвященной использованию в электропроводке кабелей с алюминиевыми жилами.

Чтобы не допустить разрушения контактов вследствие их ослабления, следует регулярно подтягивать их. Например, подтяжку медных проводов, подключенных к автоматическим выключателям в электрощитах, рекомендуется делать не реже, чем в 5-6 лет. Для выключателей и розеток можно выбрать такой же временной интервал.

Чтобы не утруждать себя процедурой подтяжки соединений, можно использовать безвинтовые (подпружиненные) контактные группы, например, клеммники Wago.

Клеммники Wago

Клеммники Wago

Неудовлетворительное качество установочных изделий

Приобретая недорогие электротехнические изделия, изготовленные в Поднебесной, нужно быть готовым к тому, что качество розеток, выключателей, а также другого оборудования, окажется недостаточного уровня. Пора привыкнуть платить за качественный товар соответствующую цену. Нередко бывает, когда под видом брендовой продукции недобропорядочные продавцы пытаются «подсунуть» откровенный контрафакт. Чтобы не быть обманутым, рекомендуем проверять сертификат качества.

Воздействие ударных токов КЗ

Помимо допустимых (номинальных) токов, протекающих через соединение, возможен импульсный нагрев контакта, при аварийном режиме работы электросети. Под таковым подразумевается КЗ, приводящее к нагреву сильноточных соединений под воздействием импульсных ударных токов. Их величина существенно превышает рабочие токи, что приводит к резкому повышению температуры контакта. Учитывая случайную природу этого явления, устанавливается специальная защита от прохождения ударного тока.

Игнорирование норм и требований к подключению

В большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия опыта и профессиональных знаний. Перечислим основные моменты, позволяющие избежать типовых ошибок:

Почему греются контакты и к чему это может привести

Соединительные контакты объединяют в электрической цепи два или несколько проводника. На месте соединения образуется токопроводящее соприкосновение, в результате которого ток протекает из одной области цепи в другую.

Если контакты наложить друг на друга, не обеспечится хорошее соединение. Это объясняется тем, что поверхность соединительных элементов неровная и прикосновение не осуществляется по всей их поверхности, а только в некоторых точках. Даже если тщательно отшлифовать поверхность, на ней все равно останутся незначительные впадины и бугорки.

Некоторые книги по электрическим аппаратам предоставляют фото, где под микроскопом видна площадь соприкосновения и она намного меньше общей контактной площади.

Из-за того что контакты имеют небольшую площадь, это дает существенное переходное сопротивление для прохождения электрического тока. Переходное контактное сопротивление – это такая величина, которая возникает в момент перехода тока из одной поверхности на другую.

Для того чтобы соединить контакты используют различные способы надавливания и скрепления проводников. Нажатие – это усилие, с помощью которого поверхности взаимодействуют между собой. Способы крепления бывают:

  1. Механическое соединение. Применяют различные болты и клеммники.
  2. Соприкосновение происходит за счет упругого надавливания пружин.
  3. Спаивание, сваривание и опрессовка.

Протяжка клеммных соединений

Идет ли речь о жилых и коммерческих зданиях, промышленных предприятиях или объектах энергетики — повсюду немалая доля неисправностей, аварий и возгораний связана с плохим контактом, возникающим из-за нарушений технологии монтажа электросетей.

Выбор подходящих методов соединений зависит от совокупности ряда факторов и во многом определяется существующей нормативной базой.

Так, Правила устройства электроустановок (ПУЭ) , «настольная книга» любого электрика, предписывают, что «соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.)».

На практике электромонтажники руководствуются не только нормативами, но также стоимостью, трудоемкостью и технологичностью того или иного способа соединения.

Полтора века развития электротехники оставили богатое наследие в плане всевозможных методов соединения проводов. Пожалуй, самый старый и примитивный из них — это скрутка. Как явствует из названия, два зачищенных от изоляции провода просто скручиваются вокруг друг друга (не менее 5-7 очень плотных витков), тем самым обеспечивая контакт для передачи электрического тока. Место соединения обычно изолируется изолентой, термоусадкой или специальными пластиковыми колпачками.

Надежность и срок службы такого соединения сильно зависят от условий эксплуатации и нагрузок

Основная причина проблем — окисление поверхности проводов, что особенно актуально для алюминиевых жил. Вследствие этого теряется электрический контакт, скрутка начинает греться, изоляция на ней плавится, что чревато возникновением короткого замыкания.

Кроме того, плохой контакт может искрить, что нередко становится причиной поломки электрооборудования.

Поэтому в настоящее время этот способ не разрешён нормативными документами и остается временным решением для электриков-любителей (если ток в цепи не превышает 2-3 А), когда под рукой нет подходящего инструмента для более надежных и безопасных видов соединения.

Также скрутка является одним из возможных этапов монтажа соединений при помощи пайки или сварки. Пайка — это соединение жил проводов с участием легкоплавкого припоя (например, свинцово-оловянных сплавов). Опайка скруток обеспечивает надежный электрический контакт проводов и отчасти защищает от коррозии. Для работы с проводами сечением до 1,5-10 мм2 подходит обычный паяльник, но более толстые жилы сечением 16-240 мм2 приходится разогревать пропан-бутановой горелкой или паяльной лампой.

При электродуговой сварке металл соединяемых проводов в скрутке сплавляется в единое целое, благодаря чему этот метод обеспечивает наилучший электрический контакт и высокую механическую надежность. Кроме того, сварка существенно быстрее и дешевле, чем пайка — весь процесс занимает всего несколько секунд.

Поэтому этот метод широко используется в массовом строительстве.

Вместе с тем он отнюдь не универсален, так как не позволяет проводить монтаж при густом расположении кабелей в электрощитах и распределительных коробках, на пожароопасных объектах, требует наличия инверторного сварочного аппарата с соответствующим электропитанием и, разумеется, монтажника с необходимой профподготовкой.

Клеммники для любителей и «профи»

Рассмотренные выше способы соединения проводов имеют общую особенность: их надежность и долговечность сильно зависят от добросовестности и профессиональной подготовки электромонтажника. Усталость, спешка или низкая квалификация работников часто приводят к браку. Впоследствии при эксплуатации сети это увеличивает вероятность замыканий и возгораний. Чтобы нивелировать значение человеческого фактора и повысить скорость и качество монтажа электросетей, сейчас широко используют клеммные колодки (клеммники).

В общем виде они представляют собой изолирующую пластину, на которой закреплен проводник с парными контактами-клеммами. Задача монтажника сводится к нескольким простым операциям: зачистить конец провода нужной длины, вставить его в клеммную колодку и зафиксировать соединение, затянув винт или опустив рычажок. Явным плюсом использования клеммника считается возможность соединять медные и алюминиевые провода, которые в данном случае не имеют прямого контакта.

От чего зависит сопротивление?

При соприкосновении двух проводников, общая площадь и численность площадок зависит как от уровня силы нажатия, так и от прочности самого материала. То есть переходное контактное сопротивление зависит от силы нажатия: чем сила больше, тем оно будет меньше. Только давление следует увеличивать до определенной цифры, так как при больших механических нагрузках переходное сопротивление практически не изменяется. Да и такое сильное давление может привести к деформации, в результате которой контакты могут разрушиться.

Также переходное сопротивление контактов существенно зависит и от температуры. Когда электрическое напряжение проходит по проводникам и их поверхностям, контакты нагреваются и температура повышается, как следствие переходное сопротивление увеличивается. Только это увеличение происходит медленнее, чем повышение удельного сопротивления материала конструкции, так как, нагреваясь, материал теряет свою твердость.

Чем сильнее нагревается устройство, тем интенсивнее идет процесс окисления, которое в свою очередь также влияет на увеличение переходного сопротивления. Так, например, медная проволока активно окисляется при температуре от 70 °С. При обычной комнатной температуре (порядка 20 °С) медь окисляется незначительно и образовывающая окислительная пленка легко разрушается при сжатии.

На картинке указывается зависимость величины от нажатия (А) и температуры (Б):

Алюминий окисляется при комнатной температуре гораздо быстрее и окислительная пленка, которая образовывается, устойчивее и имеет высокое противодействие. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормального соприкосновения со стабильными значениями, в ходе использования устройства, добиться тяжело. Поэтому использование проводников из алюминия в электрике опасно.

Для того чтобы получить устойчивые и долговечные соединительные контакты необходимо качественно зачистить и обработать саму поверхность кабеля. Также создать достаточное давление. Если все сделано правильно (вне зависимости от того каким методом было осуществлено соединение), то измеритель укажет стабильное значение.

Примеры из практики: розетки, автоматы, рубильники

Первый случай — розетки: проблемы с розетками – это частая причина пожаров в квартирах. Нагрев контактов в розетке может произойти из-за слабой протяжки проводов при монтаже или ослабевания винтового зажима от времени. Особенно часто это происходит при монтаже розеток шлейфом, тогда особенно сильно греется первая розетка в цепи.

В такой цепи в каждую из розеток нужно подключать две пары проводов, одну приходящую и одну исходящую. Данный способ подключения, конечно, экономит количество кабеля при монтаже, но может заметно усложнить жизнь в дальнейшем, ведь вся нагрузка лежит на одной линии.

К тому же, если в один зажим подключены провода разных сечений происходит перекос прижимной пластины, а это снижает надежность электрических аппаратов. Провод с большим сечением будет зажат сильно, а с меньшим сечением – слабо, либо вообще выскочит со временем. В результате можно получить повышенный нагрев контактных соединений.

Читайте также  Как звукоизолировать комнату с домашним кинотеатром

Второй случай – автоматические выключатели. Особенно актуальна проблема на автоматах, установленных на дин-рейке, которые запитаны от одного ввода через перемычки. Вообще клеммы автоматических выключателей бывают плоские и закругленные, от этого также зависит как нагреваются соединения. Площадь контакта тем больше, чем больше клемма повторяет форму проводника. В результате вы рано или поздно получите такую картину:

Важно! Если жилы кабеля многопроволочные, предварительно нужно надеть наконечники или залудить их припоем. Иначе зажим автоматического выключателя (да и любая другая клемма) расплющит провод, такое соединение нагревается и не отличается высокой надежностью.

Еще один случай – рубильник. Часто в рубильниках и сварочных постах используется болтовое соединение и группы предохранителей. Их использование характерно для стройки и производства, где нужно часто подключать и отключать аппаратуру. В больших электрошкафах тоже устанавливают рубильник, а потребители подключаются к шинам через предохранители.

В нижней части видны болтовые зажимы. Потребитель подключают к ним, здесь важно использовать кабельные наконечники такого типа:

Вторая проблема — ослабевание и нагрев контакта ножей, здесь нужно проверять их полное вхождение в ответную часть и обжимать, если оно нарушено.

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

Какой бы не была причина, по которой греется клемма на аккумуляторе, это есть нехорошо. Проблему нужно искать и срочно решать. Если дефект своевременно не заметить и не устранить, то от сильного перегрева оплавится изоляция силовых кабелей, «потекут» пластиковые детали АКБ, и даже сама клемма может превратиться в бесформенную горку свинца. Пожар тоже не исключен.

почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

С другой стороны, эта тема является довольно интересной, так как причину неадекватного нагрева клемм АКБ многие затрудняются понять, найти и устранить. Почему это происходит? Что является причиной? Где искать дефект? Нередко автолюбители пытаются обратиться и к давно подзабытым законам из школьной физики, что чаще вызывает недоумение, нежели приводит к пониманию проблемы. Хотя направление это самое верное. Потому с него и начнем.

Немного школьной физики (простыми словами)

Какие физические величины, от которых можно оттолкнуться в поисках понимания, «крутятся» в греющейся клемме аккумулятора? Их там несколько:

  • U – напряжение на клемме.
  • I – сила тока, проходящего через клемму (проводник).
  • R – сопротивление проводника.
  • S – площадь сечения проводника.
  • t – время.
  • Q – количество тепла, рассеивающегося на проводнике.

Начнем с разбора наиболее часто встречающейся ошибки при оперировании этими величинами и физическими законами, которыми они связаны. Базируется она на том, что клемма греется из-за плохого контакта, а также на законе Ома для участка цепи.

Логика такая. Чем хуже контакт, тем площадь сечения проводника S меньше. А чем меньше сечение, тем сопротивление его больше. Далее берется вышеупомянутый закон Ома:

закон Ома

И тут начинаются проблемы. Напряжение в ботовой сети автомобиля всегда одинаковое, и равняется примерно 12 В. Практически все (многие на подсознательном уровне) понимают, что чем больше ток, тем сильнее нагрев. И это правда. Но что происходит, когда ухудшается контакт? Правильно – увеличивается сопротивление R. Получается, что чем хуже контакт, тем ток в цепи должен быть меньшим. Как же в таком случае клемма может греться из-за плохого контакта? Ток же уменьшается! Должно быть наоборот: контакт ухудшается, сопротивление растет, ток падает – нагрев снижается.

Но на практике это не работает, поскольку большая половина причин, по которым греются клеммы АКБ, вызвана именно ухудшением контакта. А подвох весь в том, что для решения данной проблемы этот закон Ома применять нельзя. Не зря же он для участка цепи. А у нас далеко не участок.

Вот если клеммы закоротить куском проволоки, тогда этот закон сработает. Чем больше будет ее сопротивление, тем ток потечет меньший, и клеммы нагреваться будут слабее. И наоборот.

Но в машине помимо греющейся клеммы есть же еще потребители тока – стартер, печка, акустическая система и прочее. Все это тоже влияет на силу тока, протекающего через клемму. А на практике большие токи текут и через плохой контакт. И несмотря на то, что сопротивление там увеличилось, сила тока не уменьшается соразмерно.

Ток все равно течет. И сила его большая. Об этом можно судить по тому, что тот же стартер работает и при плохих контактах. Соответственно, даже через плохой контакт протекает ток больше 100 А. Именно поэтому закон Ома, каким бы классным он не был, для решения нашей проблемы не подходит, и вышеописанный алгоритм будет изначально ошибочным.

А правильный алгоритм будет таким. Поскольку клемма аккумулятора греется, то нас, в первую очередь, интересует величина Q. Понятно, что чем она больше, тем сильнее перегрев. Попробуем разобраться, от чего же зависит это самое Q в случае с греющейся клеммой. Для этого существует простейшая формула из школьного учебника, с помощью которой выражается закон Джоуля-Ленца:

Что дает нам эта формула? Все предельно просто и понятно. Она нам говорит о том, что клемма АКБ может греться по нескольким причинам – из-за тока, сопротивления или времени. Чем большими будут эти величины, тем сильнее нагрев. Соответственно, в этих направлениях и стоит искать возможную причину, по которой греется клемма аккумулятора.

Возможная причина №1. Плохие контакты

Начнем с чего попроще. А именно – с плохого контакта на самой клемме АКБ. Такое встречается чаще всего. Клеммы окисляются, загрязняются, изнашиваются, ослабляются крепежи. Результат всегда один – в месте соединения АКБ с клеммой уменьшается сечение. А это приводит к повышению сопротивления.

Поскольку потребители тока из аккумулятора способны работать даже при плохом контакте, то ток через этот участок не уменьшается. Время пока не учитываем. Примем, что оно не меняется, и стартер запускает двигатель так же быстро, как и при нормальном контакте. Смотрим на формулу, и видим, что при таком раскладе Q увеличивается. Клемма греется.

Решается проблема очень просто. Клеммы очищаются от окислов и надежно закрепляются на АКБ. Для профилактики рекомендуется смазывать их специальными составами. Если на клеммах есть трещины, деформации и другие дефекты – их надо заменить. Дешевые некачественные клеммы покупать и устанавливать не стоит.

Следует помнить, что плохие контакты могут быть не только на клеммах АКБ. Не менее часто их перегрев вызывает окисленное, ослабленное или просто грязное соединение минусового провода с кузовом автомобиля, или так называемая «масса». В некоторых моделях она подсоединена не к кузову, а к двигателю. В любом случае результат плохого контакта в этом месте будет приводить к перегреву клемм АКБ. Чинится аналогично – окислы и грязь удаляются, а клемма надежно крепится на своем месте.

Возможная причина №2. Недостаточное сечение силовых кабелей

Силовыми в автомобиле принято считать провода, которые идут, в первую очередь, к стартеру. Если накануне осуществлялась их замена, то вполне вероятно, что в целях экономии были приобретены недостаточно толстые кабели. Это означает, что их сопротивление выше, чем надо. Соответственно, по все той же формуле может наблюдаться нагрев клеммы. Причем в данном случае сама по себе клемма может и не являться источником тепла. Изначально перегреваются тонкие силовые кабели, и тепло от них передается на клеммы.

Устранение проблемы очевидно – надо установить кабели достаточного сечения.

Кроме проводов, идущих к стартеру, большие токи могут протекать и по другим цепям автомобиля. Например, тот же провод «массы» тоже должен иметь достаточное сечение. Если в автомобиле установлена мощная акустика, инвертор и прочее «прожорливое» оборудование, для их питания тоже нужны толстые провода.

Возможная причина №3. Повреждение силовых кабелей

А что, если силовые провода в автомобиле стоят, что называется, «родные», то есть с завода? По идее их толщина (сечение) должна быть достаточной, и причиной перегрева клемм они быть не могут. А вот и нет. Еще как могут.

Дело в том, что любой силовой кабель состоит из большого количества токоведущих жил. Это делается для того, чтобы проводник не только имел малое сопротивление, но также был гибким и долговечным. Но долговечный – не значит вечный. Из-за частых манипуляций с АКБ, вибраций, коррозии – жилки в силовых кабелях неминуемо разрушаются. Их со временем становится все меньше и меньше. Соответственно, общее сечение силового кабеля уменьшается, а сопротивление растет. Он начинает греться, и нагревать клемму аккумулятора.

Выход в данном случае только один – своевременная замена силовых кабелей.

Возможная причина №4. Стартер «берет на себя»

Когда говорят «стартер берет на себя», то это означает, что он потребляет больше тока, чем обычно. Соответственно, сила протекающего через клеммы АКБ тока увеличивается. А как показывает все та же формула, при росте силы тока увеличивается и количество выделяемого тепла. Если, при этом, есть еще и плохие контакты, двигатель не запускается с «пол тычка» (увеличивается t), то наше Q растет по всем трем направлениям.

Стартер – довольно сложное устройство, и «брать на себя» он может по многим причинам. Все они делятся на две большие категории – механические и электрические. К механическим причинам относятся все поломки, из-за которых вращению ротора стартера оказывается сопротивление. Износ втулок, загрязнение, подклинивание, проблемы с мотором (стартеру тяжело его прокрутить) – все это оказывает механическое сопротивление. Из-за него стартер, чтобы работать, потребляет больше тока.

Вторая категория причин – по электрической части. Сюда относятся все поломки, из-за которых через стартер протекает большой ток. Возможен износ щеток, засорение коллектора, короткие замыкания в обмотках ротора, замыкания на корпус и так далее.

Возможная причина №5. Короткое замыкание в проводке

Такое случается достаточно редко при условии, что электропроводка автомобиля не подвергалась серьезным переделкам с пренебрежением мер безопасности. Например, если подключить какой-либо прибор напрямую к АКБ, побрезговав плавким предохранителем, то поломка этого прибора может вызвать короткое замыкание. При нем ток через клеммы аккумулятора вырастет в разы (здесь и закон Ома уже сработает), что может привести не только к нагреву, но и к возгоранию.

Короткое замыкание также часто встречается и в цепях, в которых есть предохранители. Нередко после выхода их из строя они заменяются на новые с большим номиналом. В результате своевременно они не срабатывают, что приводит к серьезным проблемам.

Поврежденная изоляция, небрежные скрутки, избыточная влага – все это тоже может стать причиной короткого замыкания. При этом не обязательно будет наблюдаться характерный запах и дым, а вот нагрев клемм аккумулятора может быть весьма заметным.

Возможная причина №6. Большая и длительная нагрузка на АКБ

Довольно часто клеммы аккумулятора греются тогда, когда он долго используется во время стоянки для питания мощных потребителей. Это может быть и многоваттная акустика, и холодильник, и инвертор. Сегодня в автомобиле можно включить практически все, что угодно, вплоть до чайника и кипятильника. Чем это чревато?

Когда двигатель не работает, то абсолютно вся потребляемая электроэнергия берется из аккумулятора. Если включен мощный прибор, то сила потребляемого им тока напрямую зависит от мощности. А если учесть, что он работает длительное время, то рассмотренное выше Q будет расти сразу по двум направлениям. Третье направление неминуемо тоже добавится, если мощный прибор подключен тонкими проводами, которые плохо прикручены, окислились, подгнили и так далее.

Для полного понимания этого пункта кратко рассмотрим, что значит – большая нагрузка на АКБ? Ее можно рассчитать, и сравнить в рекомендуемыми производителем параметрами. Так вот. Любая аккумуляторная батарея для автомобиля будет служить долго и надежно, если ее не разряжать в течение длительного времени токами, превышающими 1/10 ее емкости.

Читайте также  Как поднять уровень земельного участка

Это означает, что для АКБ емкостью 60 А*ч «безвредные» токи разряда не выходят за пределы 6 А. Как узнать, сколько ампер отдает батарея на питание того или иного прибора? По его мощности. Например, выехав на природу, вы включили акустическую систему мощностью всего 150 Вт. Чтобы узнать силу тока, надо эту мощность разделить на напряжение, которое в данном случае примерно 12 В. Получается, что такая музыка берет из АКБ ток порядка 12 А. Соответственно, при АКБ на 60 А*ч нагрузка на нее будет превышать рекомендуемую в два раза. Нагрев клемм – обеспечен.

Возможная причина №7. Не работает генератор

Эта причина имеет некоторые сходства с предыдущей. Если во время движения при работающем двигателе генератор прекращает работать, то все системы автомобиля начинают питаться от АКБ. Токи через клеммы соответствующие, а отсюда и нагрев. То же самое может наблюдаться, если генератор не обладает достаточной мощностью (износ или неподходящая модель), чтобы обеспечить энергией все включенные потребители.

Итоги

В итоге видим, что причину перегрева клемм аккумулятора следует искать сразу в нескольких направлениях. Чаще всего такой дефект связан, конечно же, с плохими контактами, а потому легко и недорого устраняется. Гораздо сложнее искать причину, если «виновен» стартер, генератор или внештатные потребители с большой потребляемой мощностью.

Почему греются батарейки в пульте от телевизора

Сильный нагрев батарейки может привести к очень нежелательным последствиям. Критическое повышение температуры при эксплуатации часто приводит к выходу из строя, как самого элемента питания, так и устройства, в которое установлена батарея.

Чтобы обезопасить себя от материальных потерь и даже от возможных травм, следует разобраться в том, при каких обстоятельствах происходит нагрев и как с этим явлением следует бороться.

Почему батарейка сильно нагревается

Батарейки могут нагреваться по следующим причинам:

  • Несоответствие нагрузки и разрядного тока элемента питания.
  • Попытка подключить батарею к зарядному устройству.
  • Короткое замыкание.
  • Заводской брак.
  • При использовании двух разных батареек.
  • При использовании нескольких источников питания с разным уровнем заряда.

Также батарейки могут сильно греться, при включении последовательно нескольких элементов. Размещение электрического прибора рядом с батареями отопления либо на открытом солнце, также может привести к чрезмерному нагрева источников тока.

Какие батарейки наиболее подвержены перегреву

Наиболее часто горячую батарейку можно обнаружить в мощных устройствах, которые работают на относительно высоком напряжении. Как правило, пальчиковые, мизинчиковые и бочкообразные изделия устанавливаются последовательно в портативные приборы этого типа и наиболее подвержены чрезмерному нагреву.

Нередко перегреву подвергаются элементы типа «Крона», особенно в ситуации, когда изделие подключается к мощному устройству.

Насколько это опасно и к чему может привести

Если батарейки незначительно нагрелись во время эксплуатации, то это является нормальным явлением, ведь источник тока подключён к электрической цепи и на него действуют известные физические законы.

Совершенно иная ситуация, когда батарея греется чрезмерно даже в состоянии покоя. В последнем случае это может указывать на наличие необратимых изменений внутри корпуса элемента питания.

Совершенно недопустимыми являются действия, когда батарею пытаются реанимировать с помощью зарядных устройств, предназначенных для аккумуляторов такого же типоразмера. В такой ситуации элемент может взорваться и вызвать возгорание находящихся в непосредственной близости предметов.

В каких устройствах перегреваются батарейки наиболее часто

Владельцы различных пультов дистанционного управления замечают, что при пользовании такими устройствами происходит сильный разогрев корпуса изделия. Наиболее часто это связано с западанием кнопок, после чего электронное изделие начинает генерировать инфракрасные или радиоволны в постоянном режиме.

В устройствах, в которых используется более одной батарейки, также часто наблюдается нагрев элементов питания. Соединённые последовательно источники тока генерируют больше напряжение, что при недостаточном контакте всегда ведёт к повышению температуры металлических деталей.

Как правильно охладить батарейку и нужно ли это делать

Если батарейки даже после отключения электрического прибора не остывают, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если элементы не извлечь и не охладить, то они могут взорваться или потечь, что приведёт в негодность бытовой прибор. Особенно такое явление может быть опасно в детских игрушках.

После извлечения и остывания следует проверить напряжение на контактах элементов питания. При коротком замыкании весь электрический потенциал может быть израсходован в течение короткого времени, и батарейку больше нельзя будет использовать по назначению.

Также следует определить, почему произошло короткое замыкание и устранить причину возникновения этого явления. Если этого не сделать, то новые батареи также будут испорчены после установки в электрический прибор.

Если элементы питания нагреваются в помещении, где температура воздуха является достаточно большой, то в этом случае специально охлаждать изделия не требуется, но следует стараться максимально ограничивать работу прибора в таких условиях. Сильно разогреться они могут на открытом солнце, при работе возле отопительного прибора в шахте или в бане.

В общем, небольшой и средний нагрев батареек не является серьёзным недостатком работы таких элементов. Опасным может быть только разогрев таких изделий до температуры закипания электролита.

Сильный нагрев батарейки может привести к очень нежелательным последствиям. Критическое повышение температуры при эксплуатации часто приводит к выходу из строя, как самого элемента питания, так и устройства, в которое установлена батарея.

Чтобы обезопасить себя от материальных потерь и даже от возможных травм, следует разобраться в том, при каких обстоятельствах происходит нагрев и как с этим явлением следует бороться.

Почему батарейка сильно нагревается

Батарейки могут нагреваться по следующим причинам:

  • Несоответствие нагрузки и разрядного тока элемента питания.
  • Попытка подключить батарею к зарядному устройству.
  • Короткое замыкание.
  • Заводской брак.
  • При использовании двух разных батареек.
  • При использовании нескольких источников питания с разным уровнем заряда.

Также батарейки могут сильно греться, при включении последовательно нескольких элементов. Размещение электрического прибора рядом с батареями отопления либо на открытом солнце, также может привести к чрезмерному нагрева источников тока.

Какие батарейки наиболее подвержены перегреву

Наиболее часто горячую батарейку можно обнаружить в мощных устройствах, которые работают на относительно высоком напряжении. Как правило, пальчиковые, мизинчиковые и бочкообразные изделия устанавливаются последовательно в портативные приборы этого типа и наиболее подвержены чрезмерному нагреву.

Нередко перегреву подвергаются элементы типа «Крона», особенно в ситуации, когда изделие подключается к мощному устройству.

Насколько это опасно и к чему может привести

Если батарейки незначительно нагрелись во время эксплуатации, то это является нормальным явлением, ведь источник тока подключён к электрической цепи и на него действуют известные физические законы.

Совершенно иная ситуация, когда батарея греется чрезмерно даже в состоянии покоя. В последнем случае это может указывать на наличие необратимых изменений внутри корпуса элемента питания.

Совершенно недопустимыми являются действия, когда батарею пытаются реанимировать с помощью зарядных устройств, предназначенных для аккумуляторов такого же типоразмера. В такой ситуации элемент может взорваться и вызвать возгорание находящихся в непосредственной близости предметов.

В каких устройствах перегреваются батарейки наиболее часто

Владельцы различных пультов дистанционного управления замечают, что при пользовании такими устройствами происходит сильный разогрев корпуса изделия. Наиболее часто это связано с западанием кнопок, после чего электронное изделие начинает генерировать инфракрасные или радиоволны в постоянном режиме.

В устройствах, в которых используется более одной батарейки, также часто наблюдается нагрев элементов питания. Соединённые последовательно источники тока генерируют больше напряжение, что при недостаточном контакте всегда ведёт к повышению температуры металлических деталей.

Как правильно охладить батарейку и нужно ли это делать

Если батарейки даже после отключения электрического прибора не остывают, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если элементы не извлечь и не охладить, то они могут взорваться или потечь, что приведёт в негодность бытовой прибор. Особенно такое явление может быть опасно в детских игрушках.

После извлечения и остывания следует проверить напряжение на контактах элементов питания. При коротком замыкании весь электрический потенциал может быть израсходован в течение короткого времени, и батарейку больше нельзя будет использовать по назначению.

Также следует определить, почему произошло короткое замыкание и устранить причину возникновения этого явления. Если этого не сделать, то новые батареи также будут испорчены после установки в электрический прибор.

Если элементы питания нагреваются в помещении, где температура воздуха является достаточно большой, то в этом случае специально охлаждать изделия не требуется, но следует стараться максимально ограничивать работу прибора в таких условиях. Сильно разогреться они могут на открытом солнце, при работе возле отопительного прибора в шахте или в бане.

В общем, небольшой и средний нагрев батареек не является серьёзным недостатком работы таких элементов. Опасным может быть только разогрев таких изделий до температуры закипания электролита.

В данной статье будет рассмотрено, почему греются батарейки в пульте и телефоне?! А так же вы узнаете основную причину этого явления.

Причины нагрева батареек

Нагрев батареек в телефоне или в пульте может происходить по разным причинам. Иногда перегрев может быть опасен.

Причины перегревания источников питания:

  1. Одновременное использование вместе заряженной и разряженной батарей
  2. Плахой контакт элемента питания
  3. Слабое прикосновение алкалиновой или щелочной батареи к контактам
  4. Неисправность источника питания
  5. Неисправность устройства
  6. Замыкание
  7. Вода
  8. Старый аккумулятор

Сама по себе нагреться алкалиновая батарея не способна. Возможная причина одна из выше перечисленных.

Почему греются батарейки в телефоне?

Не важно, в каком телефоне происходит увеличение температуры, будь то хоть айфон 5, samsung или любой другой. Источник питания перегревается по причине замыкания в самой батареи. Допустим, произошло механическое повреждение. На источник питания было оказано давление. Внутренние контакты соединились, и элемент питания греется без остановки. Подобное нагревание может происходить до тех пор, пока аккумулятор не выйдет из строя.

Причиной нагрева телефонного аккумулятора могут быть неправильно протекающие реакции. Это означает, что батарею нужно уже заменить. Дальнейшее использование может быть опасным.

Нагревается источник питания на мобильнике и так же по причине использования не родного или не качественного зарядного устройства.

Часто аккумулятор греется при подключении к интернету. Это происходит из-за возрастания нагрузки на батарею самсунга или другого телефона. На самом деле это недочет производителя. В процессе создания была допущена недоработка. Увеличение теплоотдачи может быть и при запуске игр. Это так же приводит к нагрузкам. Здесь задействуется оперативная память, частота процессора, графика и многое другое.

Если мобильник мощный он может выделять много тепла и это влияет на нагрев источника питания.

Почему греются батарейки в пульте?

Чаще всего нагрев батареек в пульте происходит из-за того, что конденсатор дает высокий ток утечки. Если это действительно так, то источник энергии придет в негодность через неделю. Порой кнопка может залипнуть и от этого будет повышение температры.

Увеличение тепла аккумуляторного источника питания, как бы банально это не звучало, происходит от рук. В момент просмотра телевизора лучше положите пульт на стол.

Короткое замыкание так же может стать причиной повышения температуры батарей. Оно возникает из-за проникновения в пульт воды. Например, пьете чай перед телевизором и случайно проливаете на него чай. Вот вам и замыкание, приводящее к повышению температуры аккумуляторов и дальнейшему их выходу из строя.

Методы устранения нагрева

Что же делать, если аккумулятор нагрелся? Для устранения подобной проблемы прочтите следующие пункты. И наиболее подходящий возьмите на вооружение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: